«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

В чем истинная свобода раба Аллаха?

Вопрос с самоценностью в предыдущей статье был затронут не случайно. Если внимательно вчитаться, можно заметить, что самоценность в ней не используется в значении «ценность нашей самости». Самоценность определяется нашим соотношением с Аллахом.

Немного поясню, чтобы вам более понятно. Для этого предлагаю обратиться к исламской философии[1].

Представим, что некто А дает существование для Б. В таком случаем мы имеем следующее: А, Б, акт дарения существования и само существование Б. Вроде бы все понятно и логично, однако возникает вопрос: откуда появился Б? Получается, Б был уже до того, как ему дали существование. Но как это возможно? Выходит, мы должны представить, что этот Б есть не что иное, как то самое «дарение существования». А не так, что Б — некое сущее, которому даруется существование (иначе это как наполнить наполненную чашку). Получается, что вовне существует только А и его акт дарения существования, т.е. Б.

Итак, если А — это Аллах, а Б — это мы с вами, то наше соотношение состоит вот в чем:

  • мы связаны. Наше существование = акт дарения этого существование Аллахом = мы сами. Это нечто целостное, и лишь наш мозг делит его на части: на «мы» (наши «самости») и «наше существование». Это действие Аллаха — акт творения — по своей сути есть вид связи одного объекта с другим. И это не дарение чему-то уже существующему существования и не такая связь, которую мысленно можем разделить на части. Эта связь — и есть наше существование. Как тень от предмета, ведь нет тени без предмета. Как жар от огня. И нет «самости».
  • мы нуждаемся в Аллахе и зависимы от Него. Само бытие творения — это и есть его отношение зависимости от Творца. Вот почему мы абсолютно нуждаемся в Нем в каждый момент своего существования.
  • и главное: бытие творения — это соотношение с Творцом, а не часть бытия Творца. Творение не равно Творцу. Как, например, воля человека не является собственно самим человеком.

Возможно, об этом говорится в «Нахдж аль-балага» от имени Имама Али (а):

…Он пребывает со всякой вещью, но не посредством соединения и отделен от всякой вещи, но не посредством отделения.[2]

Это сложное предисловие было дано не только для того, чтобы понять, как мы соотносимся с Аллахом и какое Его место в нашей жизни, но и чтобы мы могли прочувствовать ту Его любовь, которая дает нам возможность в принципе существовать.

Теперь перейдем к разбору слова «‘абд», которое переводится с арабского как «раб».

В словаре Ожегова можно прочитать определение: «человек, лишенный всех прав и средств производства и являющийся полной собственностью владельца, распоряжающегося его трудом и жизнью»; переносное значение — «угнетенный, зависимый человек». Ощущается негативный оттенок слова, скорее всего в связи с историческим контекстом.

Образ раба, который у меня сложился: это человек, который действительно не принадлежит себе; вещи, которыми он пользуется, тоже не принадлежат ему; а то, чем он владеет, — подарок от его хозяина. С другой стороны, у него нет никаких забот. Все, что связано с его нуждами, так или иначе должно быть предоставлено его хозяином. Кажется, что-то это все мне напоминает…

Эта потребность в опоре на Другого находит свое отражение и в научных поисках. Вот лишь несколько примеров: гипотеза «гиперактивного агент-детектора»; объяснение мира и контроль над непредсказуемым; нейробиология и нейротеология с изучением областей в мозге, которые активируются при поклонении; преодоление экзистенциальной тревоги, поиск смысла; поклонение своему коллективному «мы» и т.д. Как бы ни описывалось стремление к поклонению, очевидно одно: оно присуще всем людям. Если кто-то не поклоняется Богу, он поклоняется другим вещам или себе. Смотрите, как красиво Имам Али (а) описал эти отношения:

تکلّم امیرالمؤمنین(ع): الهی کفی لی عزّاً ان اکون لک عبداً و کفی بی فخراً ان تکون لی ربّاً، انت کما احب فاجعلنی کما تحب

«О, Боже! Достаточно мне чести в том, что я – Твой раб. И достаточно мне гордости в том, что Ты – мой Господь. Ты таков, как я люблю [чтобы Ты был], так сделай же и меня таковым, как Ты любишь»[3].

Если пересмотреть отношение к слову «‘абд» из того, что было объяснено выше, и учесть, что мы склонны к поклонению, тогда стоит посмотреть, чьи рабы мы в действительности? И что будет, если вдруг что-то произойдет и мы сменим вектор поклонения?

«И не будьте, как те, которые забыли Аллаха, и заставил Он их забыть самих себя» (Коран, «аль-Хашр», аят 19).

«…Забыли они Аллаха, поэтому предал их забвению Аллах…» (Коран, «ат-Тауба», аят 67).

Возможно, перестройка ценностей в сторону ориентации на Бога сможет качественно изменить нас и нашу жизнь? Опять же, возвращая себя себе же и вверяя Ему, как это и должно быть. И возможна ли вообще качественная жизнь без опоры на Него, чтобы не забыть самих себя?

И тогда отношение к собственной жизни и жизни другого человека будет благоговейным, как к акту творения самого Аллаха! Нанесенный моральный или физический вред другому человеку будет ощущаться как «удар по руке Творца» (можете сами придумать более удачную метафору). А дальше, скорее всего, изменятся взгляд на жизнь, отношение к Нему и отношения с Ним. И мы не будем только лишь проявлять те или иные моральные качества, а будем и внутренне соответствовать им, воспитывая себя, опираясь на правильную основу — на Бога.

Автор: Елена (Захра) Лисовина

Дизайн обложки: Екатерина Здорова

[1] Статья подготовлена на основе учебника: Абд ар-Рассул Обудийат. Введение в исламскую философию. — 17-е изд. — Кум: Издательство Института обучения и исследований имама Хомейни, 1400 г.х. — 480 с.

[2] Нахдж аль-балага, хутба 1.

[3] Аш-Шейх ас-Садук. «Хисал», гл.  9, стр. 420.