В последнее время экстремизм в любых его проявлениях и масштабах является горячо обсуждаемой темой. Однако этот вопрос часто сильно примитивизируют и приписывают к «религиозному насилию». На самом деле насилие как таковое не отражает какую-либо из мировых религий. Акт насилия говорит лишь о самом преступнике – человеке, совершившем объективное злодеяние, вне зависимости от его национальной или религиозной самоидентификации. Что бы ни говорила антиисламски настроенная прослойка мирового сообщества, преследующая свои сторонние интересы, в действительности отождествление ислама с насилием, экстремизмом и радикализмом безосновательно. Религия Пророка Мухаммада (с) критикует насилие в любых его проявлениях.
По определению со-координатора международного движения по защите прав народов В.Д. Трофимов-Трофимова, экстремизм распространяется на все виды человеческой деятельности:
Экстремизм — это идеология допустимости использования крайних мер, экстремумов социального поведения, для получения желаемого эффекта [1].
Это определение позволяет исключить ислам из списка идеологий, легализирующих насильственное обращение с людьми, поскольку макевиаллизм, характеризующий модернистские идеологии и предполагающий, что цель оправдывает средства, не присущ мусульманской религии, где довольство Аллаха можно достичь только дозволенными и благими путями.
Запрет на насилие в исламе касается не только физического аспекта, но и нравственного и духовного. Кораническое правило ла икраха фи-д-дини («нет принуждения в религии» [2]) говорит о том, что мусульманин не должен преследовать цели насильственной религиозной трансформации общества и его исламской гомогенизации. Этот аят, запрещающий принуждение в религии, был ниспослан в связи с одним жителем Медины по имени Абу Хасин, имеющего двух сыновей, которых несколько купцов-христиан, привозивших в Медину товары из других стран, каждый раз при встрече уговаривали принять христианство. Юноши позднее начали серьёзно задумываться над их речами, что очень забеспокоило их отца. Абу Хасин пришёл к Пророку (с) и, рассказав обо всём, попросил вернуть его сыновей на истинный путь и спросил, можно ли сделать это силой. На что поступил ответ в виде аята.
Согласно нормам исламского права, покушение на жизнь является тяжким грехом. При этом в Коране отдельно оговаривается, что убийство одного невинного человека приравнивается к убийству всего человечества:
…поистине, кто убьёт душу не [из возмездия] за душу или [не за распространение] порока на земле, то как будто убил он людей [всех] вместе. И кто оживил её [и спас от смерти и заблуждения], то как будто оживил он людей [всех] вместе [3].
У Имама Бакира (а) спросили о том, что имеется в виду под выражением «убивший одного человека как будто убил всех». Имам (а) ответил: «Такой человек будет помещён в такое место в аду, мучения в котором таковы, что им подвергался бы тот, кто убил всех людей». Тогда его спросили: «А что, если он убьёт ещё одного?» Имам (а) сказал: «Ему будет удвоено» [4]. У Имама Садика (а) также просили растолковать смысл этого айата. Он сказал: «Слово „оживит“ в этом айате подразумевают спасение человека от пожара, наводнения и т.д.». Помолчав немного, он (а) добавил: «Но более высокий смысл этих слов состоит в том, что один человек зовёт другого на путь добра или зла, и тот идёт на его зов» [5].
В Коране также говорится:
И кто убьёт верующего умышленно, то воздаянием ему [будет] геенна: [будет он] вечно пребывающим в ней, и разгневался Аллах на него и проклял его и уготовал для него наказание великое [6].
В исламе, в котором жизни человека (как венца творения Аллаха) придаётся огромная ценность, дозволяется применять силу только при некоторых вынужденных ситуациях, к которым, к примеру, относится месть за смерть невинного [7] (ислам не приемлет самосуд, разрешение может выдавать только уполномоченный легитимный орган) или джихад – защита от атакующих врагов и оказание вооружённого сопротивления.
Сам факт дозволенности применения силы в строго оговорённых шариатом случаях на самом деле несёт в себе определённую мудрость. Отечественный мыслитель, религиозный философ и теоретик государства и права И.А. Ильин (1883–1954) в своей книге «О сопротивлении злу силою» назвал бездействие перед злом и насилием некой формой духовного дезертирства:
Благоговейный трепет перед телом злодея, не трепещущего перед лицом Божиим, противоестествен: это моральный предрассудок, духовное малодушие, безволие, сентиментальное суеверие. Этот трепет, сковывающий каким-то психозом здоровый и верный порыв духа, – ведёт человека под флагом “непротивления злу насилием” к полному несопротивлению злу, т. е. к духовному дезертирству, предательству, пособничеству и саморастлению [8]
По мнению философа, человек, который не проявил силу в борьбе со злом мало того, что сам становится грешником, так ещё и оправдывается «фарисейским самодовольством и осуждением, гордясь своей мнимой праведностью и переоценивая свою добродетель» [9]. Позиция православного философа схожа с исламской правовой мыслью и постулатом о вступлении в джихад – священную войну во имя защиты своей семьи, родины и нравственных ценностей. При этом стоит оговориться, согласно шариату, допущение вооружённого противостояния возможно лишь при одном условии – в случае вооружённой агрессии в твой адрес.
Хорошо известно, что до наступления пророческой миссии и во время тяжкого для мусульман мекканского периода, длившегося 13 лет, Пророк Мухаммад (с) и его община не выступали против врагов. Только с началом мединского периода и ниспослания аята, разрешившего оказывать военное сопротивление врагам, убивавшим и изгонявшим мусульман только лишь из-за их верования, начался период вооруженного отстаивания своих прав на жизнь. В суре «Ал-Бакара» говорится:
И сражайтесь на пути Аллаха с теми, которые сражаются с вами, и [во время сражения] не преступайте [границ, установленных Им]. Поистине, Аллах не любит преступающих [10].
Имам Али (а) говорил своим воинам:
Не воюйте с ними, пока они не нападут на вас, поскольку, милостью Аллаха, правда на вашей стороне, и ваше миролюбие будет ещё одним доказательством вашей правоты… Если по воле Аллаха противник разгромлен, не убивайте тех, кто бежит, беспомощен или ранен. Не причиняйте вреда женщинам, даже если они оскорбляют и поносят вас и ваших руководителей… [11]
Аллах даёт прямое указание не начинать тиранию и войны первым и призывает стремиться к миру и компромиссу:
И если склонятся они к миру, то склонись и ты к нему и уповай на Аллаха. Поистине, Он — Слышащий, Знающий! [12]
Запрет на насилие в исламе выражается даже в том, что, согласно шариату, запрещены такие виды спорта, как бокс, в котором люди бьют друг друга по лицу. Агрессивное физическое воздействие на человека, в результате которого может произойти смерть, ранение или увечье, согласно исламскому праву, строго запрещены, а в случае неумышленного совершения облагаются «дией» – компенсацией, которую необходимо выплатить пострадавшему. Как следует из фетв аятоллы сейида Али Систани [13], если после удара в лицо, кожа покраснеет, то компенсация составит 5,25 грамма 21-каратного золота, если кожа посинеет/позеленеет – 10,5 грамма, если же почернеет – 21 грамм. В случае умышленного убийства человека родственники и близкие убитого вправе потребовать компенсацию – кисас.
Сторонники демонизации ислама, а также мало осведомленные о законах своей религии мужчины любят ссылаться на коранический аят о дозволенности «избиения» жён:
И тех [женщин], непослушания которых боитесь вы, — наставляйте же их и избегайте их на ложах [супружеских] и [в случае дальнейшего неповиновения] ударяйте их [14]
Слово дараба на самом деле имеет довольно обширный спектр семантических интерпретаций, посему не стоит немедленно переводить и воспринимать это слово как удар в обычном его понимании (выше мы сказали, что любое телесное повреждение запрещено и облагается компенсацией).
Прежде чем приступать к анализу аята, стоит упомянуть, что речь идёт о тех жёнах, которые не просто совершали, а систематически совершают поступки, которые, исходя из шариата, являются тяжким грехом (!). Даже в этом случае муж в первую очередь должен сгладить отношения и помочь жене исправиться, прибегнув к словесным увещеваниям. Следующим этапом и методом воздействия является отдаление от неё на супружеском ложе. Любопытно, что одним из переводов арабского глагола дараба является «делить, разделять на два», что и подразумевает разделение и раскол в супружеских отношениях. Это действие должно пробудить женщину и продемонстрировать, что её брак находится под серьёзной угрозой. И лишь в случае дальнейшего неповиновения – мужчине дозволяется «поднять руку», но не в смысле агрессивно избить супругу, а негодующе «шлепнуть» её. Более того, в некоторых хадисах (в том числе от Имама Бакира (а) [15]) есть уточнение, что шлепок осуществляется мисваком – коротким деревянным прутиком для чистки зубов, который априори не может нанести какие-либо увечья [16]. Это вовсе не акт домашнего абьюза, а скорее действие, которое призвано пристыдить бунтарку за продолжительное недозволенное поведение.
Помимо вышесказанного, достаточно посмотреть на Сунну Пророка Мухаммада (с), которой должен придерживаться каждый мусульманин. Бил ли когда-либо своих жён Посланник Аллаха (с)? Образец для подражания всех мусульман (с) никогда не проявлял насилия в отношении своих жён, некоторые из которых, согласно достоверным источникам, причиняли ему много трудностей и боли. Более того, Пророк Мухаммад (с) в этой связи говорил: «Я удивляюсь, глядя на того, кто бьёт свою жену, сам прежде неё будучи достойным побоев. О люди, не бейте своих женщин палками, поскольку это действие подлежит кисас [17]» [18].
Сакральный смысл в исламе имеет не только человеколюбие, но и проявление милосердия и добра ко всему живому, поэтому в источниках имеются отдельные указания на то, как обращаться с животными. Категорически запрещается мучить животных, бить их по голове, истязать их голодом и жаждой, нагружать на вьючных животных непомерную ношу. Во многих преданиях говорится, что доброе отношение к животным может послужить причиной нисхождения Божественной благодати. Существуют также отдельно оговорённые многочисленные правила заклания жертвенных животных, мясо которых раздают нуждающимся. Так, например, животное должно достигнуть строго определённого дозволенного для заклания возраста и не должно претерпевать мучения как до, так и во время заклания.
Любопытны также запреты, наложенные на паломника, находящегося в состоянии ихрам во время совершения большого или малого хаджа в Мекке. Ему не просто не дозволено охотиться на животных или убивать их (за это положено соразмерное наказание – каффара, т.е. искупительное действие за совершённый грех), но даже замахиваться рукой на летающих рядом назойливых насекомых.
В исламе существует жёсткий запрет на покушение на жизнь ещё не рождённых детей под любым предлогом и в каком бы возрасте они ни были в утробе матери [19]. Аборт является тяжким грехом. В Коране сказано:
И не убивайте детей ваших из боязни обеднения: Мы наделяем их [пропитанием] и вас, — поистине, убийство их было [всегда] грехом большим! [20]
Как сказал один из известных отечественных учёных Л.Р. Сюкияйнен, который наряду с А.А. Игнатенко [21], Р.Г. Ландой, Г.Г. Косачом и другими востоковедами вносит вклад в современную научную ориенталистику, необходимо излагать исламскую догматику с помощью аргументации, основанной на исламских идейных концепциях [22]. Самым действенным инструментом борьбы с экстремистскими идеями в обществе является распространение подлинных исламских ценностей, опираясь на правильно понимаемый шариат. Не борьба с религиозностью масс и не исламофобские настроения, а верное донесение исламской религии как одной из мировых религий, лежащей в основе одной из величайших и гуманистических цивилизаций в истории человечества, является безоговорочным выходом из ситуации, связанной с религиозной близорукостью и малограмотностью как мусульманского, так и немусульманского обществ.
Автор текста: Захра Керимова
Фотограф: Madrosah Sunnah, фотосток Unsplash (фото на обложке); أخٌفيالله, фотосток Unsplash (фото по тексту)
[1] Трофимов-Трофимов В. Д. Экстремизм. Ссылка на источник.
[2] Коран, 2:256.
[3] Коран, 5:32.
[4] Ал-Кулайни М., Ал-Кафи, т.7., стр. 271
[5] Имани К.Ф. Свет Священного Корана: разъяснение и толкование, т.3.
[6] Коран, 4:93.
[7] Коран, 17:33.
[8] Ильин И.А. «О сопротивлении злу силою»: https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/o-soprotivlenii-zlu-siloyu/#0_20
[9] Там же.
[10] Коран, 2:190.
[11] Ар-Ради Ш. Нахдж ал-балага. Проповедь 14.
[12] Коран: 8:61.
[13] Официальный сайт офиса сейида Али Систани: https://www.sistani.org/arabic/qa/0475/
[14] Коран, 4:34.
[15] Ат-Туси М., Ат-Тибйан фи тафсир ал-Кур’ан, т.3, стр. 191.
[16] Шейх Мухаммад Хади Ма‘рифа: https://www.islam4u.com/ar/shobahat/و-اضربوهن-،-مهانة-للمرأة
[17] Т.е. выплате компенсации.
[18] Маджлиси М.Б., Бихар ал-анвар, т. 103, стр. 249.
[19] Единственным условием для дозволения аборта может быть лишь то, что беременность угрожает жизни матери.
[20] Коран, 17:31.
[21] Игнатенко А.А. Ислам и политика. М., 2004.
[22] Л. Сюкияйнен. Ислам против экстремизма и терроризма. М., 2015.