«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

Можно – значит хорошо?

В рассуждениях верующих на разные темы (будь то каких-то процессах в обществе, семейных отношений или воспитания детей) очень часто лейтмотивом выступает юридическая сторона вопроса. И если такой подход, возможно, в какой-то мере оправдан в случае, когда человек совершает очевидное преступление, то жизнь в пределах дозволенного, т.е. в рамках, очерченных для всех мусульман, не может и не должна описываться исключительно ими.

Если в храме есть опоры и стены, то это еще не значит, что смысл храма – в защите целостности строения. Эта целостность нужна для того, чтобы храм мог хоть в какой-то мере выполнять свою роль.

Чем же еще, помимо формального регулятора, может руководствоваться человек в своих действиях и решениях?

  1. Морально-этические ценности.

Примечательно, что ни отдельный человек, ни человечество в целом не начинают свой путь с законов шариата. Согласно некоторым нашим ученым, в частности мнению алламе Табатабаи, до пророка Нуха (а) шариата не было вообще. Значит ли это, что до Нуха (а) у человечества не было шанса к спасению? Конечно же это не так. Мы рождены с базовым пониманием объективных моральных ценностей, и с течением жизни и усвоением ее законов и правил это понимание должно только крепнуть и применяться на практике в условиях новых испытаний и вызовов. Тот факт, что у уммы Мухаммада (с) есть самый совершенный шариат, не просто не лишает ее чуткости к человеческим ценностям, но создает самую плодородную почву для их развития и распространения.

Сам Пророк (с), описывая свою миссию, говорил:

إنّما بُعِثْتُ لاُتَمِّمَ مَكارِمَ الأخْلاقِ

Поистине, я был наделен посланнической миссией не иначе как для того, чтобы привести качества ваших душ к совершенству (Мизан ал-хикма).

В данном хадисе слово «утаммим» подразумевает целостность, завершенность. Что же касается термина «ахляк», то он в первую очередь относится к качествам человеческой личности, а уже косвенно – к внешнему поведению и манерам. Говоря понятным для нашей культуры языком, человек с развитым ахляком – это целостная личность, объединяющая в себе все самые благородные качества и далекая от любой низости и пошлости. Совершенно логично, что благодетели плохо совместимы с дурными качествами, поэтому в Священном Коране развитие души часто описывается через понятие «очищение».

Очищение – важный компонент миссии пророков (и следовательно, самой сути религии). Говоря о Мухаммаде (с), Аллах не единожды утверждает этот аспект его роли:

…هُوَ ٱلَّذِى بَعَثَ فِى ٱلْأُمِّيِّـۧنَ رَسُولًۭا مِّنْهُمْ يَتْلُوا۟ عَلَيْهِمْ ءَايَـٰتِهِۦ وَيُزَكِّيهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ ٱلْكِتَـٰبَ وَٱلْحِكْمَةَ

Он тот, кто наделил неграмотный народ посланником из них самих, чтобы он озвучивал им Его знамения, очищал их и обучал их Писанию и Мудрости… (Коран, 62:2)

…يَتْلُوا۟ عَلَيْهِمْ ءَايَـٰتِهِۦ وَيُزَكِّيهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ ٱلْكِتَـٰبَ وَٱلْحِكْمَةَ…

…озвучивающего им Его знамения, очищающего их и обучающего их Писанию и Мудрости… (Коран, 3:164)

يَتْلُوا۟ عَلَيْكُمْ ءَايَـٰتِنَا وَيُزَكِّيكُمْ وَيُعَلِّمُكُمُ ٱلْكِتَـٰبَ وَٱلْحِكْمَةَ وَيُعَلِّمُكُم مَّا لَمْ تَكُونُوا۟ تَعْلَمُونَ…

…озвучивающего Его знамения, очищающего их, обучающего их Писанию и мудрости и обучающего их тому, чего они доселе не знали (Коран, 2:151).

Именно такие цели должен был преследовать человек, о ниспослании которого просил Ибрахим (а) в своей молитве:

رَبَّنَا وَٱبْعَثْ فِيهِمْ رَسُولًۭا مِّنْهُمْ يَتْلُوا۟ عَلَيْهِمْ ءَايَـٰتِكَ وَيُعَلِّمُهُمُ ٱلْكِتَـٰبَ وَٱلْحِكْمَةَ وَيُزَكِّيهِمْ ۚ إِنَّكَ أَنتَ ٱلْعَزِيزُ ٱلْحَكِيمُ

Господь наш, выведи из них посланника, который будет озвучивать им Твои знамения, обучать их Писанию и Мудрости и очищать их. Поистине, Всемогущ ты и Мудр (Коран, 2:129).

В суре «аш-Шамс» Аллах говорит:

قَدْ أَفْلَحَ مَن زَكَّىٰهَا

Преуспел очищающий ее [душу] (Коран, 91:9).

Игнорирование этого компонента ислама может привести к самым плачевным последствиям.

Во-первых, юридическая подкованность в сочетании с отсутствием совести, здравого смысла и морали приводит к фарисейству, жонглерству понятиями и в конечном итоге к выставлению шариата на посмешище.

Во-вторых, такой подход обезоруживает человека и лишает его способности адекватно оценивать собственные действия. Тот, кого интересует исключительно шариатская категория действий, становится слеп к их намерениям, содержанию и результатам. Так, формальное поклонение может в сущности быть наполнено многобожием, а формально дозволенный поступок может быть низостью и предательством. Недаром наши ученые описывали «болезни души» и их последствия.

В-третьих, постоянная опора на формальные «костыли» и утрата связи с собственной совестью, прямым вестником Аллаха, проводит к «потере себя» (Коран, 59:19) и присоединению к нечестивцам.

В-четвертых, ни один аспект ислама не существует сам по себе, в изоляции от остальных. И если человек решает ограничить себя только шариатом, то и этой цели он не добивается, а напротив, качество его соблюдения Божественных предписаний стремится к качеству его личности.

Кто-то, возможно, возразит: «Но ведь некоторые из наших ученых указывали на соблюдение обязательного и отказ от запретного как на ключ к достижению высоких степеней духовности!» Здесь тоже следует учесть некоторые моменты.

  1. Важно, кому давались эти инструкции. Их давали студентам с верно сложившейся системой убеждений и постоянно присутствующей работой над собой. Выход на новый качественный уровень развития цельной, всесторонне развивающейся личности нуждается в полном «закрытии» этого элемента. Т.е. здесь речь, скорее всего, как раз о гармоничном движении вперед, а не об изолированной практике.
  2. Очень часто обязательства бывают ситуативными, не прописанными ни в одной книге. Само их распознавание требует серьезной работы над собой в течение многих лет. В каких-то случаях человек обязан высказаться или действовать, а в каких-то он должен молчать. Где-то нужно поставить на карту все, что есть, а где-то нужно воздержаться и переждать. Именно такие моменты становятся порой дорогой в пропасть или в небеса для человека. Сумеет ли он распознать сторону правды? Сможет ли он действовать наилучшим образом в те моменты, когда нет подсказки или правила? Или же он растеряется, или, что еще хуже, станет поддержкой лагеря зла? В истории есть множество примеров проявления слепоты и растерянности людей, которые, казалось бы, всецело следовали религиозным предписаниям. Вспоминается упрек Имама Али (а), высказанный в адрес своих сподвижников:

لاَ تَعْرِفُونَ الْحَقَّ كَمَعْرِفَتِكُمُ الْبَاطِلَ، وَلاَ تُبْطِلُونَ الْبَاطِلَ كَإِبطَالِكُمُ الْحَقَّ

Вы не знаете истину так, как вы знаете ложь, и вы не отвергаете ложь так, как вы отвергаете истину! (Нахдж аль-балага, проповедь 69).

Эта слепота – результат потери той самой чистоты и чуткости души.

  1. Соответствие курсу движения.

В Коране неоднократно упоминаются два понятия, имеющих отношения к пути человека:

1) первое понятие, «сират», «сират аль-мустаким» (прямой путь), упоминается только в единственном числе. Что же касается лингвистической составляющей, то, по мнению некоторых специалистов, это слово обозначает главный или очевидный путь. Можно предположить, что «сират» относится к общему вектору движения;

2) но есть также и понятие «сабиль», которое упоминается как в единственном, так и во множественном числе:

يَهْدِى بِهِ ٱللَّهُ مَنِ ٱتَّبَعَ رِضْوَٰنَهُۥ سُبُلَ ٱلسَّلَـٰمِ وَيُخْرِجُهُم مِّنَ ٱلظُّلُمَـٰتِ إِلَى ٱلنُّورِ بِإِذْنِهِۦ وَيَهْدِيهِمْ إِلَىٰ صِرَٰطٍۢ مُّسْتَقِيمٍۢ

Коим Аллах ведет тех, кто стремится снискать Его довольство, к дорогам безмятежным, и выводит их из мраков к свету по Своему соизволению, и ведет их прямым путем (Коран, 5:16).

وَٱلَّذِينَ جَـٰهَدُوا۟ فِينَا لَنَهْدِيَنَّهُمْ سُبُلَنَا ۚ وَإِنَّ ٱللَّهَ لَمَعَ ٱلْمُحْسِنِينَ

Что же до тех, кто усердствует ради Нас, – мы непременно приведем их к Нашим путям. Поистине, Аллах с теми, кто творит добро (Коран, 29:69).

Существуют разные (в том числе специфические) интерпретации того, что подразумевается под «путями Аллаха» или «путями мира/безмятежности». Не пытаясь давать собственные интерпретации, мы можем, однако, позволить этим и другим аятам напомнить нам о следующем:

1) у человека должен быть общий вектор и цель в жизни;

2) существуют разные варианты дорог, которыми люди могут идти в одном и том же направлении.

Иными словами, верующий не должен хаотично хвататься за все, что дозволено. Он должен выбирать то, что лично ему в его ситуации помогает продвинуться ближе цели своих странствий.

Одному человеку для роста и развития подходит конкретная профессиональная сфера, а для другого она может быть разрушительна. Кому-то необходимо отправиться в путешествие или переехать в определенный город или страну, а для кого-то другого это будет пустой тратой времени или опасной ловушкой. Какая-то из женщин приносит большую пользу себе, исламу и человечеству на своем рабочем месте, а для другой это скользкая дорожка и начало разрушения чистоты своей личности, искренности своей веры и благополучия своей семьи. Прежде чем сделать какой-то выбор, разумный верующий человек думает не только о том, входит ли он в сферу юридически дозволенного, но и о том, куда может привести его этот выбор.

  1. Практическая целесообразность.

Не все, что можно, приводит к желательным для самого человека результатам. Так, женщина, к примеру, имеет право отказаться от многих традиционных ролей, ничем не жертвовать ради мужа, не идти ни на какие компромиссы, не заниматься никаким волонтерством в семье. Она может отказаться от строительства и укрепления собственного семейного благополучия и лишить себя множества рычагов женской власти. Можно оставить заботу о доме и детях мужчине, который не слишком внимателен к деталям и вообще может забыть забрать ребенка из садика. Ничто не мешает организовать себе и такой хаос. Можно также запросить неподъемный махр и всю жизнь держать мужчину «на счетчике». Существует много дозволенных схем поведения, но ни одна из них не отменяет причинно-следственных связей. Роль женщины тем и особенна, что она, имея лишь малую долю формального влияния, при помощи терпеливой работы, мудрости и самоотдачи, выстраивает собственное царство. По этому поводу замечательно высказался аятолла Хаменеи:

Я всегда говорю своим знакомым, друзьям и женщинам, что, вопреки распространенному мнению, женщины – сильный пол. Женщины сильнее мужчин. Женщины способны контролировать и оказывать влияние на мужчин посредством своей мудрости и деликатности. Мы видим это на практике, и это подтверждается доводами разума. Такова действительность. Конечно, есть женщины, которые не владеют этими мудрыми методами и, соответственно, не достигают того же результата. Но если женщина достаточно мудра, она может укротить мужчину. Это подобно тому, как человек может обуздать и ездить верхом на диком льве: дело не в том, что он физически сильнее льва, а в том, что он применил свои умственные способности. У женщин есть такая способность, но они должны действовать тонко и деликатно. Говоря о деликатности, я не имею в виду только физическую деликатность. Наравне с физической деликатностью, я подразумеваю деликатность в воплощении идей и мыслей, в демонстрации проницательности и в принятии решений (речь от 05.11.2013).

Автор: Анна Олейник

Фотографы: Hasan Almasi, фотосток Unsplash (главное фото); Rizki Yulian, фотосток Unsplash (первое фото по тексту); • کُمِیلُنا • из Pinterest (второе фото по тексту)