«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

Есть или не есть – вот в чём вопрос

Поскольку в исламе существует определённая категория пищи, запрещённая к употреблению, каждый человек, искренне исповедующий эту религию, считает своей обязанностью с осторожностью и бдительностью относиться к продуктам, производители которых не ставят перед собой цель исламо-ориентированного отбора ингредиентов. И если проживание в мусульманской стране избавляет верующего от необходимости кропотливого изучения этикеток и состава продуктов в магазинах, то в немусульманских государствах эта задача становится более актуальной. Правда ли, что каждый мусульманин, прежде чем протянуть руку к полке, изобилующей импортной и местной продукцией в пестрящей упаковке, категорически обязан наизусть знать все запрещенные элементы и многочисленные маркировки пищевых добавок, чтобы ненароком не съесть запрещенные продукты? И что входит в их число?

В подобных и иных вопросах необходимо ориентироваться на шариат – исламский комплекс юридических норм, принципов и правил поведения, определяющий все стороны жизни мусульманина. При этом нередко самому разобраться в каких-то конкретных бытовых вопросах не представляется возможным – именно для этого существуют богословы и квалифицированные люди, получившие религиозное образование с правом трактовать многолетнюю исламскую традицию, изложенную в исторических преданиях. Одной из задач этих людей (алимов, факихов, марджа и т.д.) является доступное донесение до масс вопросов фикха и богословия, затрагивающих любые стороны жизни человека, будь то вопросы, связанные с разводом, гигиеной, заработком или др. Поскольку трудно представить себе мусульманина, совмещающего повседневные заботы, образование и работу с всеобъемлющей осведомлённостью в тонкостях исламского права, каждый член общины избирает для себя религиозного наставника – марджа ат-таклид (с арабского – «образец для подражания»), представляющего собой учёного, знания которого превосходят знания остальных религиозных лидеров (муджтахидов). Это главный религиозный авторитет в вопросах права и богословия, обладающий правом выносить правовые решения (иджтихад).

Важно понимать, что марджа ат-таклид обладают неоспоримым профессионализмом в вопросах исламского права, но совершенно не обязаны разбираться в тонкостях иных наук, с которыми тот или иной вопрос смежен. Например, муджтахид не обязан обладать компетенцией в сфере биохимической промышленности, физики и т.д. Богослов выносит общее правило, а дальнейшие умозаключения, касающиеся тонкостей конкретного случая, являются скорее обязанностью самого верующего – его последователя. Тем не менее у каждого мусульманина вне зависимости от региона его проживания есть возможность в индивидуальном порядке обратиться в офис марджа с просьбой помочь разобраться в его конкретной дилемме. Исламские правоведы после череды уточняющих вопросов помогают прийти к обоснованному шариатом выводу.

Мусульманскому праву свойственно сочетание этического и юридического, что нашло свое отражение в классификации человеческих деяний: 1) обязательное (фард, ваджиб) – совершение таких деяний вознаграждается, а отказ наказывается (пост в рамадан, пятикратная молитва и т.д.); 2) желательное, рекомендуемое (мандуб, мустахабб) – совершение таких деяний поощряется, а несовершение не наказывается (чтение Корана, дополнительные молитвы и т.д.); 3) дозволенное (мубах, джаиз) – совершение или несовершение его ни вознаграждается, ни наказывается (еда, питье, сон и т.д.); 4) нежелательное (макрух) – совершение его не наказывается, а несовершение вознаграждается (питьё горячей воды и т.д.); 5) запретное (махзур, харам) – совершение таких деяний наказывается, а несовершение вознаграждается (ложь, ростовщичество, прелюбодеяние и т.д.).

Подобная всеохватывающая квалификация очень удобна в применении на практике, при этом довольно большой пласт действий относят к категории дозволенного, а рекомендуемые действия являются предметом личных отношений верующего с Богом и не входят в компетенцию шариатских судов.

Рассуждая о недозволенности пищевых продуктов и их компонентов в исламе, в первую очередь необходимо прояснить две тонкости. Первая тонкость связана с тем, что некоторые сырые ингредиенты в процессе производства пищи и питья проходят определённую химическую обработку, которая радикально меняет его природные свойства и, в понимании среднестатистического человека, превращает его в совершенно новое вещество. Подобная трансформация выводит конкретный продукт из списка запрещённых, и в исламском фикхе такой способ очищения скверны несёт название «истихала». В качестве примера для разъяснения подобного перехода из одного состояния в другое можно привести следующее: ритуально грязную (наджис) палку, которая под воздействием огня сгорает, превращается в пепел и тем самым становится ритуально чистым [1].  Другим самым простым примером подобной «халялизирующей» первичный продукт метаморфозы является переход недозволительного для употребления вина в уксус.

В одном из сборников передаётся диалог между Имамом Мухаммадом аль-Бакиром (а) и Катадой, в котором последний спросил по поводу шариатского положения, касающегося сыров. Имам (а) ответил: «Здесь нет никаких препятствий».

– Но ведь иногда в сыры добавляют сычужный фермент (анфаха) из мертвечины (майта), – удивился Катада.

– Даже учитывая это, здесь нет никаких препятствий, поскольку в нём нет ни крови, ни костей. Его добывают между кишкой и кровеносными сосудами. Этот пример аналогичен примеру с яйцом, которое выходит из мёртвой курицы. Ты бы съел его?

– Нет. И не посоветовал бы это другим, – ответил Катада.

– Почему?

– Потому что это яйцо из мертвечины.

– А что, если ты сам выведешь цыплёнка из этого яйца? Ты съешь его? – спросил Имам (а).

– Да.

– Вот то, что сделало недозволенным яйцо, но дозволенным цыпленка, вылупившегося из него. Точно так же сычуга подобна яйцу [2].

В разделе вопросов и ответов на сайте аятоллы сейида Али Систани имеется аналогичный вопрос от нашего современника [3]: «Каково положение, касающееся сыров, импортируемых из немусульманских стран, если известно, что в них содержится анфаха из телёнка, молодого козлёнка или другой животный энзим? Можно ли употреблять их в пищу?» Ответ: «Нет никаких проблем в вопросе их потребления».

Второй тонкостью, на которую невозможно не указать, является то, что в производстве пищевых продуктов используется целый ряд различных ингредиентов, некоторые из которых являются дозволенными (халяль), а другие – запрещёнными (харам). Если человек не знает, из чего именно был получен конкретный ингредиент (из растительного компонента; из мяса недозволенного животного; из мяса по шариату правильно заколотого животного; из мяса дозволенного животного, заколотого не по шариату), то он считается дозволенным (джаиз), и нет необходимости в том, чтобы человек исследовал это [4]. То есть, к примеру, если на упаковке того или иного продукта написано «моно- и диглицериды жирных кислот», которые могут быть произведены как из аминов животного жира, так и из растительного масла, без указания на этикетке о животном или растительном их происхождении, то мусульманин не обязан исследовать этот вопрос, связываясь с производителем, и может употребить продукт в пищу.

Если проанализировать разделы вопросов и ответов официальных сайтов муджтахидов на различных языках, то можно свести всё к одному и тому же – вполне обоснованному желанию верующего услышать конкретный ответ на свой вопрос с объяснением (например, ответ на вопрос «можно ли употребить мороженое компании Х?» в формате «нет/да, поскольку…») Однако, как уже говорилось ранее, религиозный правовед и богослов не является специалистом какой-либо конкретной пищевой отрасли и производителя. Тема, касающаяся запрещенности продуктов, сводится к одному правилу – к убежденности человека в том, что какой-то конкретный ингредиент является недозволенным.

Означает ли это, что нужно потреблять всё без разбора? Весьма сомнительный вывод. Если верующему некомфортно от одной лишь мысли, что он прикасается или употребляет в пищу продукт, который, возможно, запретен, то такому человеку лучше отказаться от употребления от таких продуктов, несмотря на отсутствие в шариате прямого запрета. Искренность в соблюдении Божественных предписаний прямым образом связана с верой человека, с его собственными ориентирами и ощущениями о нормах дозволенного. Существуют границы (общий ориентир), за рамки которых ислам запрещает выходить верующему. Какие рамки человек выстроит для себя внутри этих границ – его личное право и ответственность.

Если абстрагироваться от вопросов веры и рассуждать в плоскости простых моральных человеческих принципов, то становится довольно сложно представить себе, скажем, вегетарианца, отчаянно пытающегося раздобыть продукт, который будет максимально напоминать ему вкус говядины. Нравственные убеждения человека, который искренне пришел к выводу о том, что душа и тело животного неприкосновенны, попросту не позволят ему приближаться к таким продуктам и, более того, вскоре могут вызвать отвращение на физическом уровне.

Тем не менее стоит отдельно остановиться на одном из наиболее животрепещущих «пищевых проблем» среди ингредиентов, коим для мусульман является чуть ли не повсеместно встречающийся желатин. Он представляет собой смесь пептидов и белков, образующихся при частичном гидролизе коллагена, выделенного из кожи, костей и соединительной ткани животных, таких как домашний скот, куры, свиньи и рыба. Желатин – один из самых популярных биополимеров, широко используемых в пищевой, фармацевтической, косметической (различные мыла) и фотографической областях, ценящийся благодаря своим уникальным функциональным и технологическим свойствам. В пищевой промышленности желатин используется в кондитерских изделиях, в молочных продуктах (например, мороженое, йогурты и т.д.), в выпечке и мясных продуктах [5]. Проблема с желатином, как и с многими другими сомнительными ингредиентами, заключается в необходимости углубиться в процесс изъятия и переработки данного сырья с целью выяснить, произошёл ли процесс истихала, дозволяющий употребить продукт в пищу.

Опубликованная на научной интернет-платформе ResearchGate [6] статья малазийских исследователей М.А. Джамалуддина и М.А. Рамли «Фикх и истихала: интеграция науки и исламского закона» [7] проливает свет на проблему, касающуюся процесса перехода соединительной ткани в желатин. Исследователи очень подробно изучают химическую и физическую трансформацию и приходят к следующему выводу. Желатин или коллаген обрабатываются вместе с другими ингредиентами, смешиваются вместе и подвергаются различным методам обработки. Исследователи говорят, что в процессе производства желатина сырье смешивали с другими веществами для его полной трансформации. Однако доказано, что химический состав желатина (в отличие от физического) остался неизменным. Предполагается, что аминокислота в пищевых продуктах все же осталась нетронутой и не претерпела никаких химических преобразований, хотя производственный процесс проходил в экстремальных условиях. В результате, аргумент, утверждающий, что желатин подвергся процессу истихала после прохождения процесса конверсии, не может быть принят согласно правилу фикха. Таким образом, желатин, извлеченный из свинины, является нечистым, поэтому не разрешается использовать его в пищевых продуктах и косметике.

Исламский свод законов при всей своей, казалось бы, неисчерпаемости (в силу разнообразия человеческих жизненных условий) как система на самом деле представляет собой комплекс юридических правил, дающих верующему возможность и самому проанализировать собственную ситуацию. Одной из основных характеристик исламского права является его ориентированность на комфорт верующего.  В Коране говорится, что исламская религия не призвана усложнять жизнь мусульман: «Хочет Аллах вам облегчения и не хочет вам затруднения…» [8], «И усердствуйте на [пути] Аллаха достойным Его усердием! Он избрал вас и не наложил на вас в религии никакого затруднения» [9]. На официальных сайтах известных мусульманских религиозных деятелей-марджа, таких как аятолла сейид Али Систани [10], аятолла Макарем Ширази [11] и аятолла Али Хаменеи [12], говорится о том, что этот постулат касается и тех верующих, испытанием для которых является жизнь в немусульманской стране.

Согласно статистическим данным по 2022 году, мусульманская община составляет примерно 25% или около 2 миллиардов всего населения мира [13]. Большинство мусульман – выходцы из Азиатско-Тихоокеанского региона (70%) и Ближнего Востока (20%). Многие специалисты утверждают, что эти цифры вырастут на 2,7 миллиарда к 2030 году [14]. Это, к облегчению многих мусульман, означает, что спрос на халяльную продукцию будет увеличен. Уже сейчас на лавках магазинов можно встретить все больше продуктов с сертификацией халяль на упаковке. Кроме того, распространение вегетарианства в различных формах также идет на руку практикующим мусульманам, поскольку это способствует появлению химически синтезированных и растительных аналогов животных ферментов.

Благодаря исламу человечество имеет универсальный свод законов, трактовать который помогают религиозные деятели. Они адаптируют непреложные общие исламские ценности и правила под современные реалии жизни и помогают людям разобраться в запутанных ситуациях. Безусловно, желание мусульманина сверять свои поступки и мысли с шариатом ценно, но кажется вдвойне ценным дополнительно прислушиваться к своему внутреннему голосу и разуму.

Автор: Захра Керимова

Фотографы: Dan Cristian Pădureț (фото обложки), mostafa meraji (фото по тексту), фотосток Unsplash

Для более детального погружения в тему и ознакомления со списком дозволенных и запрещённых ингредиентов рекомендуем обратиться к статье «Запретные ингредиенты в исламе»

[1] https://www.al-islam.org/islamic-laws-sayyid-ali-hussaini-sistani/taharat

[2] Амили Х. Васа’ил аш-шиа, т. 16, стр. 364

[3] https://www.sistani.org/english/qa/01159/

[4] https://www.sistani.org/english/book/46/2078/

[5] http://www.halalcertificationturkey.com/2015/01/28/gelatin-transformation-istihala-in-science-and-fiqh/

[6] https://www.researchgate.net/about

[7]https://www.researchgate.net/publication/251658004_Fiqh_Istihalah_Integration_of_Science_and_Islamic_Law

[8] Коран, 2:185.

[9] Коран, 22:78.

[10] https://www.sistani.org/arabic/book/17/

[11] https://makarem.ir/main.aspx?typeinfo=21&lid=5&catid=4281&mid=247899

[12] https://islamquest.net/ru/archive/fa721

[13] World population: https://countrymeters.info/en/World#religion

[14] http://www.halalcertificationturkey.com/2015/01/28/gelatin-transformation-istihala-in-science-and-fiqh/