В комментариях к предыдущей статье про непростые послеродовые состояния меня попросили рассказать про исламское понятие васваса, в современной медицинской терминологии – обсессивно-компульсивное расстройство (F42 по МКБ-10), хотя иногда, в особо тяжелых состояниях, это может наблюдаться в рамках депрессии либо расстройств шизофренического спектра.
Васваса – это навязчивые мысли, или, выражаясь медицинским языком, обсессии. Васваса многолика, разнообразна, коварна и зачастую плохо поддается лечению. Однако панацея от нее все же есть.
В последней суре Священного Корана сказано:
Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого! Скажи: «Прибегаю я к Господу людей, Властителю людей, Богу людей, от зла нашёптывающего отступающего, который нашёптывает в груди людей, из [числа] джиннов и людей!» (Коран, 114).
Также есть аят:
И ведь сотворили Мы человека и знаем, что нашёптывает ему душа его, и Мы ближе к нему, чем вена ярёмная (Коран, 50:16).
Тем самым, с позиции ислама, васваса бывает трех видов – от джиннов, от людей и от самого себя. Согласно критериям современной психиатрии, важным дифференциальным признаком ОКР является то, что человек воспринимает навязчивые мысли как свои собственные, пусть и неприятные, кошмарные и строго нежелательные. Если у человека появляется отчетливое (не меньше месяца) самостоятельно возникшее ощущение, что в его голову кто-то вкладывает мысли, управляет его мышлением и его действиями, если он постоянно слышит комментирующие, угрожающие и приказывающие голоса джиннов или кого-то еще, все это считается симптомами шизофрении первого ранга.
С точки зрения религии (как ислама, так и православного христианства), даже воспринимаемые как свои навязчивые мысли, по сути, от шайтана, но он настолько хитер, что человек распознает эти мысли как свои собственные, словно идущие из черных вод бессознательного, из темных закоулков своей души. Кстати, это вполне соотносится с 16-м аятом 50-й суры, который я выше процитировала. Однако же это очень сложная тема взаимодействия богословских и медицинских интерпретаций, которой я сейчас не буду касаться, чтобы не запутать читателей. На практике важнее другое: как проявляется ОКР и как с ним справиться.
ОКР можно условно разделить на две большие группы: навязчивые патологические сомнения (в намазе, омовении, правильности других действий) и контрастные навязчивости (страх причинить вред себе или окружающим, совершить что-то харамное вопреки собственной воле).
Послеродовое ОКР с контрастными навязчивостями может быть как самостоятельным заболеванием, так и наблюдаться в рамках депрессии. Однако и мужчины, и нерожавшие женщины сталкиваются с этим, и они об этом молчат и бесконечно мучаются от чувства страха, вины и стыда.
Представьте себе: ребенок сопит в кроватке – такой долгожданный и родной. Муж склонился над книгой – такой любимый. Мама на кухне печет печенье – такая трогательная, уже совсем седая. Кот разлегся на диване – такой милый, пушистый, смешной. И вдруг – мысль о причинении вреда. Такая страшная, дикая и невыносимая, она будто сама режет ножом. Задушить ребенка. Ударить маму раскаленной сковородой. Выбросить кота с балкона. Пырнуть мужа ножом.
Эта мысль столь пугающа, столь чудовищна, что определенная часть лимбической системы, амигдала, мгновенно запоминает и ее, и место, и обстоятельства, где возникали эти кошмарные псевдоимпульсы. Амигдала (миндалина) – это древняя «система безопасности» нашего мозга, фиксирующая все угрозы, реальные или мнимые.
Человек включает охранительное поведение (прячет ножи, ставит решетки на окна), заполняет свои дни компульсиями (гуглит симптомы и ищет разубеждения, что он не сошел с ума, не опасен, не причинит вреда близким). От этого обсессий (навязчивых мыслей) становится только больше, и круг замыкается.
Да, везде написано, что контрастные навязчивости никогда не реализуются, но человеку с ОКР нужно перечитывать это по 20 раз в день, это и есть главный и любимый ритуал всех людей с контрастными обсессиями. Естественно, он только закрепляет и усиливает эти мысли.
Давно замечено, что ОКР бьет по самому ценному для человека – самым любимым людям, религиозным и этическим ценностям. Именно поэтому обсессии так быстро помечаются амигдалой как опасные.
Обратите внимание, как часто начинаются все эти истории:
У дочки поднялась температура, начались судороги. Я так испугалась! Приехала скорая, госпитализировали, пролежали с ней в больнице неделю. Там в холле женщины смотрели программу Малахова, и был сюжет, как женщина выкинула ребенка с 14 этажа. Я вдруг живо представила, как делаю это со своим ребенком. Меня накрыла волна ужаса! Уже 3 года это со мной. Я попросила мужа закрыть балкон на ключ и мне не давать, маму к себе переселила, чтобы одной с дочерью не оставаться. И все равно эти мысли со мной 24/7, мне кажется, что вот-вот сделаю это…
Почему так происходит? Почему мозг цепляется за васвасу, а душа мучается в страхах и страданиях?
Невротической личности присущ гиперконтроль. Она стремится контролировать все, включая те факторы, которые по определению не поддаются контролю (как-то полет самолета или возникновение новых вирусов).
Также невротическую личность отличает нетолерантность к неопределенности. Ей нужны 100-процентные гарантии, что с близкими и любимыми людьми ничего не случится. Разумеется, никто ей эти гарантии дать не может. Если мы копнем глубже, то мы, конечно, увидим недостаток упования на Аллаха, полагания на Него. И с этим тоже должен работать психолог.
Когда тревога за близкого и страх потери зашкаливает, мозг ведется на козни шайтана и делает гениально хитрый финт, перезамыкая тревогу человека на себя самого: он вдруг начинает бояться самого себя, будто бы от него самого исходит опасность для дорогого человека! Начинается вся эта игра с компульсиями (навязчивыми действиями): прятание ножей и веревок, заделывание окон решетками – за чем следуют новые обсессии. И у человека уже нет времени думать о внешних опасностях, которые ему неподконтрольны, а вот себя он успешно контролирует, ведь в глубине души любой ОКР-щик знает, что не нанесет вреда близким.
Как выйти из этого порочного круга?
- Осознать, что за всеми этими обсессиями, за жуткими образами в голове скрывается не тайная агрессия, а ЛЮБОВЬ (как это ни странно!).
- Справиться с нетолерантностью к неопределенности может помочь такая техника ДБТ (диалектико-бихевиоральной терапии), как РАДИКАЛЬНОЕ ПРИНЯТИЕ. Для верующего это – радикальное принятие воли Аллаха, например, того, что мы не в состоянии полностью защитить дорогого человека от любых опасностей, а вот Аллах может, но может – не значит должен. Он вообще ничего нам не должен, и, если бы Он судил нас не по Своему милосердию, а по справедливости, нам всем бы пришлось туго. Разумеется, это принятие не приходит в одночасье, оно является результатом долгой и сложной терапии, в основе которой лежит диалектический подход к действительности: у любого события, включая болезни и несчастья, мы находим разные грани, мы видим милость Аллаха даже в страдании, как сказано в «Зиярате Ашура»:
«О Аллах! Хвала Тебе хвалою тех, кто благодарен Тебе за свои несчастья! Хвала Аллаху за моё великое горе!»
- Категорически не надо делать компульсии, не избегать близкого, не бояться оставаться с ним наедине, не прятать ножи, не гуглить симптомы – в КПТ (когнитивно-поведенческой терапии) это называется поведенческой экспозицией.
- Необходимо осознать определенные ошибки мышления, в том числе – смешение мысли и действия. Кроме того, ОКР-щик путает страх с желанием.
Один из главных кошмаров для ОКР-щика – страх реализации собственных мыслей. Они кажутся настолько реальными, что человек с ОКР чувствует себя на волоске от катастрофы. На волне тревоги он принимает страх за импульс к действию, который, как ему кажется, вот-вот реализуется.
На самом деле страх причинить вред означает крайнюю степень нежелания, и именно этим обусловлено все охранительное поведение ОКР-щика.
Осознание этого само по себе терапевтично. Но это еще не все. Между мыслью и действием нет прямого сообщения. Это маршрут с двумя стыковками: помимо мысли, должно возникнуть желание, а затем еще и намерение, и только потом – действие.
Про то, как из-за сильной тревоги мозг путает страх с желанием, мы уже говорили. Но, допустим, человек думает о чем-то желаемом. Например, ему подумалось о чашке кофе или о премьере нового фильма, и он нашел эти мысли весьма приятными. Значит ли это, что мысль благодаря желанию отразится в действии? Нет, потому что и желания тоже мало – человек должен принять решение, и, если оно будет в пользу действия, можно уже говорить о намерении совершить это действие.
Однако человек может и не пойти на поводу у своего желания. Он может отказаться от идеи выпить чашку кофе, т.к. уже поздно, завтра рано вставать, а после кофе он наверняка не заснет; он может перебороть в себе желание сходить в кино, потому что скоро экзамен, и ему надо готовиться. Таким образом, нет намерения – нет действия.
Именно поэтому, как сказано в хадисе, Аллах судит людей по намерениям. Не по дурацким мыслям, которые вертятся в голове, а по намерениям, за которыми всегда скрываются желания, а не только мысли.
Тут люди с ОКР зададут хитрый вопрос: а как же тогда мы вопреки желанию встаем ни свет ни заря и едем на нелюбимую работу, как, стиснув зубы, садимся в самолет, хотя испытываем перед ним ужас? Дело в том, что за этим все равно скрывается желание, но не ходить на опостылевшую работу, а получать за нее зарплату, не летать на самолете, а отдыхать на море.
Страх борется с желанием, возникает конфликт доминант, и одна из них перевешивает.
В случае с ОКР нет никакого конфликта страха с желанием (из серии «и хочется, и колется»). Там есть только животный голый страх, сопровождаемый ужасными картинками в голове, которые ничем не отличаются от жутких образов катастрофы, падения самолета, обломков, фрагментов тел и черных ящиков в голове аэрофоба.
- Хотя экспозиция абсолютно необходима и неизбежна при любых раскладах, одной ее может оказаться недостаточно. И тогда на помощь человеку приходит психофармакология – антидепрессанты СИОЗС (селективные ингибиторы обратного захвата серотонина), которые при отсутствии эффекта заменяют на трициклический антидепрессант кломипрамин, а если и этого мало, то подкрепляют эффект нейролептиком.
При терапии ОКР лекарства чаще нужны, чем не нужны. Поэтому первым делом стоит посетить врача.
Панацея от ОКР есть: современная медицина и психология умеет с этим справляться. Важно лишь не запускать состояние, вовремя обратившись к специалистам – психиатрам и психологам.
Автор: Анастасия (Фатима) Ежова
Ссылка на фото