«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

Социальная тревога и не только: как с этим работает психолог

Фидан тряслась перед заветным и ужасным «часом икс». Все сошлось в одну точку: поступление в вуз, знакомство с женихом и его родителями. И не просто с женихом, а с предметом заветных мечтаний, чьи хутбы на Ютубе она слушала, не смея выдохнуть! И вот теперь он пришел свататься!

Семья Фидан была не просто соблюдающей, но и очень традиционной. После 6 класса родители перевели Фидан на домашнее обучение, чтобы уберечь ее от развращающего воздействия одноклассников, которые принялись курить вейпы, выпивать за углом школы и заниматься черти чем. Последней каплей стал использованный презерватив, найденный прямо под лестницей. Эмин-ага вспылил и сказал, что ноги его дочери в этом вертепе не будет.

Фидан было строго-настрого запрещено общаться с мальчиками в соцсетях. Эмин-ага строго мониторил все группы, где состоит и общается дочь. Под его строгое отцовское вето подпадали не только группы неверующих сплетников, но и даже мусульманские женские группы, некоторые участницы которых (возрастом намного старше Фидан) были разведены или практиковали (по слухам) временные браки, либо же обсуждали правовые нормы, связанные с интимной близостью. Один раз Эмин-ага буквально на стуле подпрыгнул, увидев, как милые сестры обсуждают там дозволенность не вполне традиционных способов единения с мужем…

По этой же причине отец не разрешал Фидан посещать исламские уроки. Ему все казалось, что дочь там растлят. Особенно его возмущало, когда уроки девочкам давали молодые богословы, отучившиеся в Куме. Он был уверен, что там они на каждом шагу практиковали временные браки, и именно для этого компостируют мозг юным девочкам вроде как фикхом, на самом деле стремясь подбить их на мута.

По большому счету Фидан не было разрешено куда-либо ходить. Изредка ее вывозили на маджлисы, посвященные шиитским траурным и праздничным датам. Даже в женском кругу она держалась особняком, скромно сидя в сторонке и наблюдая, как ее ровесницы, такие же верующие девочки, весело смеются, сидят в телефонах, обсуждая игры в мяч и курсы рисования. Все они были такие красивые, такие активные, в стильных худи-платьях и черных чадрах. Фидан не верила своим глазам: неужели можно быть мусульманкой в хиджабе и при этом такой свободной? Она не решалась подходить к девочкам – ей было страшно. Она не знала, как с ними заговорить, и как на это посмотрит папа. Она боялась отца до смерти.

Под запретом была и модная одежда. Не открытая, а именно модная, пусть и мусульманская. Эмину казалось, что, если Фидан наденет свитшот в пол с капором и кедами, точно случится беда. Фидан была вынуждена ходить в стоптанных туфлях «Прощай, молодость» и в странных выцветших юбках в пол, какие носят послушницы в монастыре.

Однажды Фидан предстояло выступить на празднике в честь Дня рождения Фатимы Захры (а) перед женской аудиторией. Она должна была прочитать стихи. Выйдя в центр зала, весь украшенный цветами, она затряслась от ужаса: в первом ряду сидело несколько рухани-мужчин, в том числе гости из Ирана. Фидан зарделась красной краской, голос ее задрожал – она разрыдалась и пулей выскочила из зала. Один из рухани, добрый пожилой иранец, догнал ее и стал ласково утешать – а она жалась в стену и тряслась от одного того, что с ней говорит мужчина, годящийся ей, впрочем, в дедушки. Отец, узнав об этом, рассвирепел и закатил скандал организаторам, допустившим присутствие мужчин на женском маджлисе.

Удивительно, но при этом Эмин-ага разрешил Фидан поступать в вуз при условии, что она будет учиться онлайн. Он был крайне щепетилен в плане оценок дочери и требовал от нее только пятерок. Оценка «хорошо» не годилась и становилась причиной для отцовского гнева, который лавиной обрушивался и на мать девочки.

Фидан предстояло изучать кибернетику, чтобы потом зарабатывать, работая из дома. Не наделенный Аллахом наследниками мужского пола, Эмин был вынужден делать ставку на дочерей, чтобы они могли зарабатывать и при этом не показываться на глаза людям. Кибернетику для дочери он выбрал сам. И не важно, что Фидан хотела в мед или изучать ислам в Куме. Отца пугали голые мужские трупы в анатомичке и ненадежные соседки по кумскому общежитию, которые могли оказаться не такими уж целомудренными и не такими уж соблюдающими.

На практике часть занятий в вузе предполагала очный формат. Фидан не сказала об этом отцу. С трудом пережив ЕГЭ и поступление, упиваясь безрецептурным «Афобазолом», она с ужасом думала, а вдруг теперь отец запретит ей учиться. А как ее в ее хиджабе воспримут студенты и преподаватели? Ведь отец проверит всю их подноготную, да и тогда вряд ли разрешит…

Близился день сватовства: краш Фидан (о, папа заругает за такое модное словечко!) должен был прийти с родителями прямо в ее семейный дом. О, как долго они с мамой выбирали ей наряд – и выбрали милую бежевую абайю от Илоны Бисултановой, такой же палантин и туфельки. В первый раз Фидан купили женственный, красивый, дорогой хиджаб, соответствующий ее статусу невесты.

Наконец, предмет ее мечтаний сидел в гостиной, а она стояла и слушала их с отцом разговор, чувствуя, как за грудиной растекается жгучая жижа тревоги. Ее пробивало в пот, она раз пять сходила в туалет. И вот ее вызвали подать гостям чай. Она вошла в гостиную и увидела ЕГО! Голова закружилась, во рту пересохло, сердце заколотилось, Фидан стал бить озноб, все казалось нереальным. Она резко и четко ощутила приступ удушья и боль в груди – и ее осенило ужасное прозрение: ее сердце вот-вот разорвется, и она умирает!

– А-а-а, спасите! – заорала она, – мама, я умираю! Скорую, мама, я сейчас задохнусь!!!

Она швырнула поднос с чаем в изящных армудах прямо под ноги. Горячие темные брызги градом полетели прямо на гостей. Им обожгло руки и лица, а на светлом платье мамы жениха остались ужасные пятна. Фидан, как ошпаренная кошка, выскочила на балкон, а юбка абайи предательски задралась, обнажив ноги…

Несложно догадаться, что после этого банального приступа паники мечты Фидан выйти за возлюбленного обернулись крахом, не говоря уже о буре гнева со стороны Эмина-ага…

Прав ли был отец в своем воспитании? Разве что в том, вероятно, что он забрал дочку из школы на домашнее обучение. В остальном – мягко говоря, переборщил. Это грустная история о том, как человек с параноидным расстройством личности (F60.1) вырастил несчастного ребенка с социальным тревожным расстройством (F40.1). Хотя, учитывая длительное психотравмирующее воздействие такого излишне строгого воспитания, возможно, у Фидан есть еще и К-ПТСР – комплексное посттравматическое стрессовое расстройство.

Теперь немного теории.

Социальное тревожное расстройство (СТР), или социальная фобия это состояние, характеризующееся сильным страхом перед ситуациями, которые предполагают возможное внимание со стороны окружающих. Человек обеспокоен тем, что это приведет к смущению или унижению, и поэтому избегает таких ситуаций или переносит их с сильным дискомфортом.

В МКБ-10 социальное тревожное расстройство относится к рубрике F40 («Фобические тревожные расстройства») и кодируется как F40.1 («Социальные фобии»):

«Боязнь пристального внимания со стороны других людей, ведущая к избеганию социальных ситуаций. Более глубокие социальные фобии связаны с низкой самооценкой и боязнью критики. Их присутствие проявляется в виде покраснения лица, дрожания рук, тошноты, постоянных позывов на мочеиспускание. Иногда больной убежден, что какое-либо из этих вторичных проявлений и составляет его основную проблему. Симптоматика может прогрессировать до приступов паники».

К F40.1 МКБ-10 также относит антропофобию (боязнь людей) и социальный невроз.

СТР является одним из самых распространенных ментальных расстройств. Оно обычно начинается в детстве или подростковом возрасте. Дебют после 30 лет встречается редко, зачастую при изменении социального контекста например, при переходе на ответственную должность, выходе из декрета на работу и т.п.

Нелеченое СТР может осложниться депрессией и употреблением психоактивных веществ.

Пациенты с СТР пользуются меньшей социальной поддержкой, чем хотелось бы, в связи с чем частота суицидальных попыток у них ниже, чем в популяции. У социально тревожных людей возникают проблемы с учебой и работой, они реже вступают в брак.

Факторы риска СТР: женский пол; семейная история СТР; застенчивость в раннем детстве и поведенческая заторможенность, т.е. страх перед новыми людьми и ситуациями.

Как лечится социальная тревога? Все гениальное просто – так же, как и другие тревожные расстройства: антидепрессантами СИОЗС и экспозицией, то есть столкновением с собственным страхом. Страшно выступать перед людьми? Нужно маленькими шагами двигаться к тому, чтобы давать публичные речи. Сначала страх будет зашкаливать, но эту волну ужаса нужно просто перетерпеть, поскольку потом она спадет. И точно так же – нужно знакомиться с людьми вопреки страху. Не нарушая границ шариата, разговаривать с мужчинами вопреки страху. Выступать с докладами на университетских семинарах вопреки страху не справиться и показаться глупой. Записывать видео для соцсетей вопреки страху осмеяния и осуждения. Надевать модные хиджабы вопреки страху выглядеть смешно и вызывающе. Это длительная программа терапии, но она работает, если клиент прилагает усилия к собственному исцелению.

Однако случай Фидан не так прост, потому что ее расстройство помножено на расстройство ее отца. Не сказать, что ему никак не помочь – существует даже специальная когнитивно-поведенческая терапия расстройств личности. Так, теоретически можно работать с когнициями Эмина о том, как должна себя вести достойная мусульманка, целомудренная мусульманка, набожная мусульманка, что ей можно и что ей нельзя.

Но это – теоретически. На практике же эти убеждения могут оказаться настолько закостенелыми, обросшими такими спаянными нейронными связями, что сломать их едва ли под силу даже опытному терапевту. И все же – попытка не пытка, и, кроме системной семейной терапии в когнитивно-поведенческом и прочих подходах, у этой семьи нет иного пути.

Автор: Анастасия (Фатима) Ежова

Фотограф: Hobi industri, фотосток Unsplash