«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

Хиджаб friendly, или как формировалась исламская мода в России

Недавно в сети распространилось видео с особой в хиджабе, которая оскорбляет русских. Выглядит как провокация, особенно после случая в «Крокусе». Есть стойкое ощущение, что настоящие враги ислама и России пытаются всячески посеять в нашей стране межконфессиональные раздоры, особенно учитывая, сколько мусульман сегодня участвует в СВО.

Однако Аллах сказал в Коране:

Они хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах – лучший из хитрецов (Коран, 3:54).

Всевышний посрамил интриганов из иностранных разведок, сделав одним из главных спасителей людей из «Крокуса» юношу по имени Ислам. Что это, как не знамение Аллаха?

Оскорбление русских как нации недалекой провокаторшей в хиджабе неадекватно не только потому, что еще 20 лет назад мечети полнились русскими мусульманами и мусульманками, а сегодня их еще больше. Оно еще и противоречит Корану, где говорится:

Не запрещает вам Аллах по отношению к тем, которые не сражались с вами из-за вашей веры и не изгоняли вас из ваших домов, делать добро и быть справедливыми к ним – поистине, Аллах любит беспристрастных (Коран, 60:8).

Тем самым Коран постулирует доброжелательное отношение к иноверцам, не ведущим против мусульман войны, а мусульманкам пристало вести политику «хиджаб friendly» – демонстрировать дружелюбие женщины в хиджабе к окружающим.

С другой стороны, Москва и многие российские города сами стали «хиджаб friendly». В Москве мусульманки не подвергаются оскорблениям и могут свободно самовыражаться в плане стиля и степени закрытости одеяния. Даже черной абайей в столице уже никого не удивишь, ведь стайки туристок из богатых арабских стран прогуливаются в них по Тверской и Никольской. Не говоря уже о том, сколько стильных, ультрамодных, креативных хиджабов можно увидеть в столичном метро и на улицах. Одеться закрыто и со вкусом можно и в многочисленных бутиках исламской одежды, и в обычных магазинах.

А ведь так было далеко не всегда. 20 лет назад не было ни струящихся вечерних платьев от Илоны Бисултановой, ни длинных худи с амирками от Sahara. Не было и подобия Дома дизайнеров прямо-таки напротив Лубянки. Не было благодушного, приветливого отношения окружающих. Были испуганно-разгневанные взгляды и оклики: «Эй, ты, шахидка, вали отсюда!» По Москве гремели теракты в исполнении ваххабиток-смертниц, народ жил в страхе.

Было трудно достать халяльное мясо или купить качественный хиджаб. Это сейчас халяльные лавки и рестораны повсюду, а дозволенное по шариату мясо можно купить в любом сетевом супермаркете. А тогда нужно было тащиться на другой конец города.

Одеться по шариату было настоящим квестом, особенно летом. Думаю, заставшие те времена помнят жаркие синтетические рукава и льняные туники с рукавом три четверти. Туники жутко мялись, но это было самое приличное, что можно было достать, три часа слоняясь по большому торговому центру, увешанному крошечными юбчонками в стиле «гламурных нулевых». В магазинах при мечети висели аляповатые цветастые платья, из которых торчали нитки, и это был стрем, стыд и страх.

Потом, в десятых, начала образовываться хоть какая-то исламская мода. Все заполонили женственные узорчатые платья, рябившие всеми цветами радуги. Считалось, что мусульманка должна выглядеть вырви глаз ярко – тогда она излучает позитив. Но не всем сестрам оказалось по душе такое пышное великолепие: многим хотелось выглядеть менее броско.

В середине десятых годов, когда Россия начала воевать в Сирии на стороне Асада бок о бок с Ираном и шиитскими боевыми фракциями, в общественном сознании наметился перелом в отношении мусульманок. Несмотря на бесчинства такфиристских группировок, люди начали понимать, что ислам не равно террор, ведь против террористов сражались сами мусульмане.

В двадцатых уже стало возможно ходить по Москве в широком и черном и не вызывать ничьей негативной реакции. Именно так многие сестры одеваются в месяц мухаррам. В том же Дагестане часто носят длинные химары, а раньше за это вносили в списки неблагонадежных. После того, как лет 10 назад все ваххабиты отчалили в Сирию и Ирак, республика задышала и стала более, а не менее религиозной.

Помню, как прошлой осенью меня сильно впечатлил магазин панк-хиджабов в Махачкале под названием Zana Sisters. Пусть вас не смущает это название – там все широченное, длинное и в основном черное. Но есть при этом панковский задор: большие булавки, словно помятые ткани, необработанные края, драные худи. Я не планировала отовариваться, но в итоге купила серый турецкий пончо, черное длинное худи на молнии с яркими зелеными завязками и – самый шик! – черное длинное и широкое платье с черепами, которое круто смотрится с черной балаклавой и тяжелыми ботинками.

По всей России появилось много стильных хиджабных луков. Простое бежевое платье со светлым капором и кедами. Приколотый к амирке, ниспадающий на плечи черный шарф и черное спортивное платье с увесистыми лоферами. Длинное зеленое худи с белой балаклавой и такими же белоснежными кроссовками. Многослойное шифоновое платье с таким же летящим шарфом и шпильками. Широкая и длинная белая рубашка с джинсами и черно-белым атласным платком. Мусульманский street style. Все по шариату и все со вкусом.

Общий модный контекст также поменялся. Сейчас бум закрытой одежды, триумф modest fashion: на смену микроскопическим розовым топам и джинсовым мини нулевых пришла мода на пальто oversize, объемные худи и минимум макияжа.

В этих условиях мусульманки отлично вписываются в городской пейзаж. Недавно я прогуливалась мимо МАРХИ и увидела компанию студентов, радовавшихся солнечной весне после занятий. Естественно, будущие архитекторы – люди с развитым художественным вкусом, и одеты они были соответствующе. В их числе была юная мусульманка в очень стильном наряде в стиле монохром: модное пальто венчал необычно завязанный поверх капора такого же цвета палантин. Она смеялась вместе со всеми и живо обсуждала что-то с одногруппниками. Она была абсолютно вписана в контекст и принимаема окружающими.

Это позитивная тенденция. Но было бы здорово, чтобы врачи в хиджабах, учителя в хиджабах, телеведущие в хиджабах, стюардессы в хиджабах тоже стали обыденностью. И здесь многое в наших руках, ведь:

Поистине, Аллах не меняет положения людей, пока они сами не изменят того, что с ними (Коран, 13:11).

От нас – усилие, а результат – от Аллаха.

Автор: Анастасия (Фатима) Ежова

Фотограф: Umar ben, фотосток Unsplash