Хиджаб – это одеяние, которое женщина носит перед мужчиной, не являющимся для нее махрамом (т.е. близким родственником, за которого женщина никогда не сможет выйти замуж). Важно отметить, что под этим словом подразумевается не только головной убор мусульманки, но в целом ее внешний вид. Со слов факихов и других специалистов в области ислама, хиджаб является очевидной и неотъемлемой частью исламской религии и обязательством веры, что подчеркивается в аятах Корана и хадисах от потомков Пророка (с).
Благодаря Пророку Мухаммаду (с) и его наставлениям отличительными чертами благочестивых мусульманок, образцами для подражания среди которых были его жены и дочь, стали неприметность и скромность. Мусульманке ни внешним видом, ни поведением не стоит привлекать к себе внимание. В одежде предпочитаются свободные силуэты, закрывающие контуры тела. Запрещается выпячивание красоты и акцентирование на ней, когда это направлено на притяжение мужского внимания.
В суре «ан-Нур» говорится:
И скажи верующим [женщинам, чтобы] опускали они взоры свои, [остерегаясь взглядов похотливых], и берегли срамные части свои [от отношений греховных], и не показывали украшений своих, кроме тех из них, что видны, и пусть набрасывают [края] покрывал своих на разрезы свои на груди, [дабы прикрыть этим шею и грудь], и показывают украшения свои лишь мужьям своим, или отцам своим, или отцам мужей своих, или сыновьям своим, или сыновьям мужей своих, или братьям своим, или сыновьям братьев своих, или сыновьям сестёр своих, или женщинам своим, или тем [рабыням], которыми овладели десницы их, или прислуживающим из [числа] мужчин, не имеющим желаний [плотских], или детям, не испытывающим [вожделения при виде] наготы женщин; и пусть не стучат ногами своими, давая знать об украшениях своих, что скрывают они! И обратитесь с покаянием к Аллаху все, о верующие, – быть может, вы преуспеете! [1]
В другом аяте Корана говорится:
О потомки Адама! Ведь сотворили Мы для вас одеяние, [чтобы] скрывало оно срамные части ваши, и для украшения. И одеяние набожности – это [и есть] наилучшее [для вас]. Это – из знамений Аллаха. Быть может, они помянут [назидание]! [2]
Имам Бакир (а) об этом айате сказал:
Под словом „либас‟ (‘одеяние’) в данном айате подразумевается обычная одежда, а под словом „риш‟ (‘украшение’) – имущество. Одеянием богобоязненности является скромность. Поистине, нагота скромного не видна, даже если у него нет одежды, а нагота грешника видна, даже если он одет. [3]
Согласно общей точке зрения исламских факихов, основывающих свои фетвы на Коране и хадисах, женщина обязана прикрывать свое тело и волосы от мужчин, не являющихся для нее махрамами. Область обязательного покрытия для женщин – голова и тело, за исключением лица и рук от запястья до кончиков пальцев.
Одежда играет важную роль в культуре каждого общества, и мусульманское сообщество не исключение. Мусульманские одеяния и все их этническое и стилевое разнообразие имеют богатую историю, отражающую традиции, стиль и символику ислама. С течением времени мусульманская одежда претерпела эволюцию, сочетая в себе традиционные элементы и современные тенденции моды.
Хиджаб является одним из самых узнаваемых символов мусульманской одежды. Он является важным символом идентичности и религиозных убеждений для многих мусульманок. Он помогает женщинам выражать свою преданность исламу и принципам скромности, а также служит средством выражения собственной индивидуальности. Для многих мусульманок хиджаб является источником силы и уверенности, который позволяет им невербально обозначать свои ценности и чувствовать себя комфортно в обществе. Однако не все производители одежды в своих коллекциях учитывают шариатские особенности. Образ хиджаба где-то исказился, в связи с чем для многих стало непонятно, есть ли правила ношения хиджаба и каковы они.
Критерии правильного мусульманского одеяния женщины
- Обязательное наличие головного убора (платок, шаль, балаклава). Головной убор должен покрывать волосы и шею.
- Обязательное наличие носков. В присутствии не-махрама необходимо закрывать и ступни (ноги ниже щиколоток) – надевать носки. Для намаза достаточно закрывать ноги до щиколоток, если в помещении нет чужих мужчин.
- Ткань одежды должна быть необтягивающей. Одеяние мусульманки не должно облегать фигуру и подчеркивать ее силуэт. В некоторых преданиях сообщается о том, что Пророк Мухаммад (с) говорил о женщинах в обтягивающих одеяниях следующим образом: «В последних поколениях моей общины будут женщины одетые и в то же время нагие». [4]
- Ткань одежды должна быть непросвечивающей. Особое внимание стоит обратить на белые ткани, которые чаще всего просвечивают (как среди платков, так и среди рубашек).
- Рукава должны быть длинными и закрывать руку до запястий.
- Штаны или юбка должны быть длинными и закрывать ноги до щиколоток. Не всем известно, что мусульманкам рекомендуется ношение широких брюк, еще больше защищающих в различных чрезвычайных ситуациях, например, при падениях. Юбка или платье не обеспечивают максимальным и устойчивым покрытием, защитой от ветра. Не только во время спорта, но даже во время активных прогулок с ребенком или когда девушка хочет забраться в салон какого-либо транспорта, она нуждается именно в широких штанах, поскольку юбки и платья не только ограничивают в движениях, но и задираются.
В одном из сборников преданий имеется хадис, в котором Али ибн Абу Талиб (а) рассказывает о том, как он (а) сидел вместе с Посланником Аллаха (с) в Баки’ в дождливый и темный день, когда мимо проезжала женщина на осле, копыто которого попало в яму. Из-за чего не удержавшись женщина упала с осла. Посланник Аллаха (с) отвернулся, чтобы не увидеть наготу женщины. Тогда люди сказали ему о том, что она в брюках («мутасарвила»). Пророк сказал: «О Аллах! Смилуйся над теми, кто носит брюки». Он (с) повторил эти слова три раза, а затем произнес: «О люди, надевайте брюки, поскольку это самый надежно покрывающий наготу вид одежды. Берегите таким же образом и ваших женщин, выходящих из дома». [5]
- К обуви нет особенных замечаний в плане дозволенности ношения, есть лишь шариатские отдельные указания о материале, если речь идет о натуральной коже. Вне зависимости от величины каблука женщина при ходьбе не должна издавать звуки, которые бы привлекали особое внимание мужчин.
- Символика и изображения на одежде. В исламе допустимо наносить эмблемы и логотипы бренда на одежду. Однако недопустимо носить одежду, на которой изображен знак, эмблема, логотип, герб врага мусульман. Может существовать какая-то компания или даже страна (как Израиль), которая открыто враждует с мусульманами. Нежелательно надевать одежду с изображением одушевленных существ. Согласно фетвам религиозных авторитетов, молитва человека, на котором надета одежда с изображением живого существа, действительна, однако это нежелательно. Существуют отдельные фетвы, в которых говорится о дозволенности изображения человека на элементах одежды, если это изображение неполное: если не изображены части лица и т.д. Текст на одежде также не должен совращать общество. Речь, к примеру, о футболках, на которых имеется нецензурная брань (в том числе на иностранном языке), изображение брендов алкогольных напитков и т.д. Такую одежду запрещено продавать и совершать в ней молитвы.
- Специфическая вражеская одежда. Согласно обязательной предосторожности мусульманам не разрешается надевать специфическую одежду, которая принадлежит какой-либо общности, враждующей с исламом и мусульманами. К такой одежде можно отнести традиционную одежду сикхов Индии, которые издавна открыто враждуют с мусульманским населением страны.
- Материал и ткани. Для женщин нет запретов в этом, тогда как мужчинам запретно ношение шелка и золота.
- Цвет. Мусульманке не стоит носить цвета, привлекающие внимание своей необоснованной и неординарной яркостью.
Стоит упомянуть, что при выборе одежды мусульманке важно учитывать среду, менталитет общества и характер посещаемого мероприятия. Она должна быть соответствующей перечисленному. Определенные элементы (например, никаб) могут стать причиной излишнего внимания в определенном обществе, поэтому покрытой мусульманке стоит учитывать вид мероприятия, местную культуру и взгляды общества на исламские ценности. Где-то считается неприемлемым надеть одеяние голубого цвета, а где-то появление в черном облачении может привлечь внимание. Длинные развевающиеся одеяния на определенных мероприятиях и в государственных заведениях, к примеру, можно заменить вполне дозволенными по шариату строгими костюмами с широкими брюками или длинной юбкой. Этот образ вполне может соответствовать общему характеру мероприятия и позволит мусульманке не просто не выделяться, но и чувствовать себя комфортно.
Автор: Захра Керимова
Дизайн обложки: Екатерина Здорова
Рекомендуемая к прочтению литература на данную тему:
- Мутаххари М. Вопрос хиджаба, М., 2012.
- Систани А. Сборник фетв: краткое изложение шариатских положений. М., 2016.
- Ширази М. Хиджаб: https://makarem.ir/maaref/ru/article/index/253426/хиджаб-часть-1
[1] Коран, 24:31.
[2] Коран, 7:26.
[3] Тафсир Корана. Перевод Зейналова Н.А. Толкование 31 аята суры «Ан-Нур».
[4] Муслим, Сахих. Книга одеяния и украшений, 37, хадис 190.
[5] Аль-байан ва-т-та’риф. Т. 2, стр. 59.