Исламская эсхатология, или учение о Конце Времен и загробной жизни, занимает центральное место в мусульманской вере и теологии. Эта область исламского учения затрагивает вопросы Судного дня, состояния души после смерти, а также конечную судьбу всего человечества и мира. Согласно исламской традиции, душа человека после смерти переживает ряд этапов, которые начинаются с момента смерти и продолжаются до Судного дня, когда все души будут распределены на вечную жизнь в раю или аду. Душа подвергается испытанию в могиле, где ангелы Мункар и Накир задают вопросы о вере. Успешное прохождение этого испытания предопределяет блаженство души в барзахе — промежуточном мире, состоянии ожидания между смертью и Воскрешением.
Верующие мусульмане убеждены в несравнимой приоритетности и важности вечного мира, который наступит после смерти и Воскрешения, и при этом, тотально обесценивая ближний мир, порой не в полной мере осознают важность поиска собственного призвания в нем. В мусульманской риторике редко затрагиваются темы поиска себя и дела всей жизни. Тем не менее все же многие адепты исламской религии, обладающие определенным уровнем интеллектуальной, психологической и духовной составляющих, все же неизбежно задаются экзистенциальным вопросом поиска своего места и роли в мире. Ведь на самом деле то, насколько успешно человек сумеет правильно определить свои сильные стороны и свое призвание в этом мире, может оказать благотворное влияние на его жизнь в горнем мире. Приняв свои таланты и обозначив ценности, можно вести полноценный и благодатный образ жизни и заниматься дозволенной в рамках шариата деятельностью, которая будет приносить благо и удовольствие самому человеку и его окружению.
Но как понять, в чем твое призвание? Как найти дело по душе, которое бы не просто не препятствовало ведению халяльного образа жизни, но и увеличивало бы шансы попасть в рай и при этом придавало бы сил и мотивации, чтобы пробуждаться каждое утро с улыбкой?
Многие когда-то слышали слова Конфуция: «Найди себе дело по душе, и тебе не придется работать ни дня в своей жизни». Подобные постулаты часто звучат, когда речь заходит о самопроявлении. Психологи говорят о том, что каждому человеку важно ответить на вопросы: «что именно я бы хотел делать?» и «что мог бы с удовольствием привносить в этот мир?» Ведь на самом деле каждый может сделать этот мир, наше временное место обитания, чуть лучше. Безусловно, психика часто не дает нам возможности прямо ответить на эти вопросы в некоторые моменты жизни. Однако, принимая во внимание особенности нашей психической составляющей, можно попробовать задать себе дополнительные вопросы, ответы на которые помогут приблизиться к самопознанию. Например:
- Чем бы вы занимались, если бы за это не платили? А если бы вам не приходилось работать? («Ничем» — очень частый ответ. И это маркер сильнейшей усталости, выгорания, апатии и иногда даже депрессии. Подходить к вопросу самопроявления можно только из достаточно устойчивого эмоционального состояния!)
- Во что вы особенно увлеченно играли в детстве? И тут задача определить способ действия, а не само действие как таковое. Например, человеку нравилось играть в повара. Но что больше всего нравилось делать в этой игре? Возможно, вы наслаждались созданием новых вкусовых решений (как креативный визионер)? С наибольшим удовольствием организовывали пространство, собирали и аккуратно нарезали ингредиенты для салатов (организаторские способности)? Возможно, вы очень любили помогать на кухне взрослым, но никогда не решались готовить сами? И тогда вы могли бы стать блестящим исполнителем, останется только найти своего продюсера (какой бы деятельности это ни касалось). Обнаружив своего «фаворита» в способе действия, мы получаем целую палитру возможностей реализовать этот способ внутри практически любой профессиональной деятельности.
- Чем бы вы хотели, чтобы занимался ваш ребенок? Кем он мог бы стать в ваших самых смелых мечтах? Очень часто в ответе на этот вопрос и таится правда о том, кем хочет быть тот самый ребенок, который живет внутри нас.
Очень важно искать и находить некий баланс между земной жизнью и загробной. Методы достижения чувства удовлетворенности (собой в том числе) в ближнем мире не должны противоречить идеалам загробной. Важно понимать, что в исламе нет указания проживать дунью аскетично, без самоопределения, удовольствия и чувства жизнерадостности. Напротив, различные сборники преданий переполнены увещеваниями о том, чтобы быть счастливыми, обеспеченными и реализованными.
Однажды к Имаму ас-Садику (а) пришел его сподвижник и взволнованно сказал: «Клянусь Аллахом, мы увлеклись мирскими заботами и завистливо заразились желанием завладеть этим миром». Имам (а) спросил его: «Почему же ты возжелал блага этого мира, для каких целей ты хочешь использовать их?» Тот человек ответил: «Хотел бы потратить часть денег на себя и свою семью, часть потратить на родственников, часть раздать как милостыню, а часть использовать для паломничества в хадж и умру». Имам (а) сказал: «Это не влюбленность в этот мир, это любовь к загробной жизни». [1]
Имам Муса аль-Казим (а) так рекомендует проживать жизнь в дунье:
Дайте возможность своим страстям осуществить дозволенные желания воспользоваться этим миром при условии соблюдения справедливости и недопущения расточительства. Используйте этот путь для исполнения религиозных обязанностей. Потому что повествуется, что человек, отрекшийся ради веры от мира и отрекшийся ради мира от веры, не из нашей уммы. [2]
Автор: Захра Керимова
Дизайн обложки: Екатерина Здорова
[1]Кулейни А. Аль-Кафи, Т. 5, хадис 72.
[2]Маджлиси А. Бихар аль-анвар, 1025, хадис 321.