В статье «Зачем хорошему человеку религия? Врожденная жажда Абсолюта» мы обсудили то, как вера и религия помогают нам четко формулировать и в некоторой степени удовлетворять свое врожденное стремление к Абсолюту. Сама природа человека подразумевает сознание наличия некоего совершенства и бесконечного стремления к нему. Сколько бы человечество ни существовало, оно всегда будет стремиться к чему-то большему и лучшему. Наши амбиции, говоря математическим языком, стремятся к бесконечности, и этим мы отличаемся от мира животных. Религия же помогает направить их туда, где они будут действительно удовлетворены, а не преобразованы в нечто, приносящее сожаление.
Продолжим рассматривать остальные аспекты.
«Жить с открытым лицом»
Не так давно на канале одного из известных блогеров вышло интервью с женщиной, поборовшей алкогольную зависимость. По ее словам, победа над губительной привычкой позволила ей «жить с открытым лицом». Почему такие вещи, как алкоголизм, заставляют людей стесняться самих себя, прятаться, ограничивать свое присутствие в обществе и свое право на полноценное взаимодействие с любым другим человеком? Почему они сами описывают свое положение как «ад» и «боль»?
Дело в том, что, помимо врожденного стремления к совершенству, в человеке, с точки зрения ислама, также изначально заложено базовое понимание добра и зла, правильного и неправильного, достойного и недостойного. Да, со временем на поверхностном уровне оно может быть извращено под влиянием общества или благодаря «сердечной ржавчине», накопившейся в результате лжи и греха, однако сами по себе ни эти объективные реалии, ни глубинное внутреннее отношение к ним не меняются.
Человек может оградить себя от собственного разума, но не может изменить природу этих явлений и реакцию собственной фитры (того самого врожденного уклада) на конфликт, порожденный грехом.
Таким образом, каждый раз, совершая что-то недостойное, низкое, грязное, глупое, лживое, не гармонирующее с мирозданием, человек бьет в том числе и по своей самооценке и своему мироощущению, даже если он частично утратил руководство и различие между приемлемым и неприемлемым. Так, человек под действием каких-то веществ может не осознавать, что отрезать себе палец – вредно, больно и неразумно, однако ему в дальнейшем все-таки придется столкнуться с причинно-следственными связями. Недаром в дуа «Кумейл» покаяние сопровождается словами: «…я навредил себе…»
Когда такое «самоповреждение» происходит регулярно, в человеке развивается чувство ничтожности и отвергнутости, и никакая «работа с чувством вины» или жонглерство ценностями и понятиями не решат этой проблемы. Ему становится тяжелее взаимодействовать с другими, смотреть им в глаза, ожидать от них симпатии, любви, доверия и признания. Его жизнь буквально сужается. В Коране сказано:
وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِى فَإِنَّ لَهُۥ مَعِيشَةًۭ ضَنكًۭا وَنَحْشُرُهُۥ يَوْمَ ٱلْقِيَـٰمَةِ أَعْمَىٰ
«И кто отвратится от поминания Меня, поистине, у того [будет] жизнь тесная!..» (Коран, 20:124)
Именно поэтому важно и полезно иметь связь с аутентичным и систематизированным руководством от главного «Инженера» человека и всего, внутри чего он существует. Это повышает шансы на психоэмоциональное благополучие и сохранение здорового образа себя в мире. Вся история человечества показывает, к чему приводят попытки ввести «самодельные» системы координат и ценностей, отличающиеся от единой Божественной: человек разбивается о все те же объективные реалии и причинно-следственные связи, от которых он прячется методом маленького ребенка, закрывающего глаза ладошками и воображающего, что теперь его не видно. Даже не углубляясь в историю, можно проследить результаты влияния «инстаграм-гуру» и их очередных альтернативных систем на людей.
Недаром «куфр» в кораническом смысле – это именно покрытие, отрицание известных истин, а не отсутствие доступа к ним.
Добро должно быть коллективным
Организованная религия подразумевает общинность и взаимоподдержку людей с совпадающими базовыми ценностями и целями. В сущности, аутентичная религия в чистом виде – это систематизированное добро. «Хорошему человеку» встраивание в эту систему нужно уже хотя бы для объединения с другими «хорошими людьми», готовыми поощрять, развивать, защищать и отстаивать все те же базовые ценности. Без этого «хороший человек» может очень быстро попасть под давление или в зависимость от противоположного лагеря, тем самым навсегда утратив смысл собственной добродетели, если не саму добродетель.
Конечно, можно очень долго разбирать недостатки и преступления разных религиозных объединений. Но все, пожалуй, согласятся с тем, что использовать это как оправдание для позиции «свободного одинокого воина» может только тот, кто объективно перешерстил все возможные варианты. Как правило, это просто позиция избегания.
Здесь вспоминается высказывание одного исламского ученого, над которым насмехались старые знакомые, видевшие весь его путь трансформации. «Ахмад, – говорили они ему, – сначала ты стал коммунистом, потом ударился в ислам и стал суннитом, а затем перешел в шиизм. Что дальше?» Он отвечал: «Если я найду путь лучше этого, то я обязательно пойду по нему. Но пока за последние 20 лет не нашел». Если человек действительно заинтересован в правде, он будет ее искать и принимать, где и от кого бы она к нему не пришла.
Следует также понимать, что любой «хороший человек», если он не лукавит, будет сам заинтересован в усилении позиций добра и преобладании его над злом хотя бы за счет коллективности и слаженности себе подобных, не говоря уже о Божественной поддержке.
Рассмотрение заключительных аспектов ответа на вопрос о том, зачем хорошему человеку религия, читайте в статье «Зачем хорошему человеку религия? Мир за пределами видимости».
Автор: Анна Олейник
Дизайн обложки: Екатерина Здорова
На фотографии обложки: худжат аль-ислам шейх Мухаммад Али Шомали со своими учениками
Фотографии предоставлены Анной Олейник