Однажды я получила письмо от хорошей знакомой. Мы на время потеряли друг друга из виду, поэтому письмо стало неожиданностью.
«Мы с мужем дружили со школы. Он сразу взял на себя вопрос обеспечения семьи. Я никогда не спрашивала, чем он занимается. Бизнес шел хорошо, супруг вел несколько компаний, а я работала потихоньку, в удовольствие, занималась сыном. Все было замечательно.
Это происходило в самом начале 90-х.
Реальность сериала «Бригада».
И вот однажды ко мне заявляется водитель мужа со словами:
– Ни о чем не спрашивай. Мы сейчас едем за ребенком. Вот ваши загранпаспорта и документы на квартиру в Эквадоре на твое имя. Вы с сыном летите туда прямо сейчас, ближайшим рейсом.
Домой мы не заезжаем, ничего брать с собой не нужно, все необходимое купишь там. Вот тебе деньги, – и протягивает мне „котлету” иностранных купюр. На месте тебя встретит наш человек. Сидите очень тихо. Когда будет можно, с тобой выйдут на связь.
Я ничего не понимаю. Очень страшно, но куда деваться. Человек проверенный, муж, видимо, в курсе. Все понятно. Беру деньги, документы, сына и улетаю.
В аэропорту в Кито нас встречает очень плохо говорящий по-английски человек. Он отвозит меня и сына в маленький городишко довольно далеко от столицы. Заводит в один из дворов, достает связку ключей, открывает дверь и, махнув: «Вот, мол, живите», – уходит.
Я полном в шоке. По-испански не говорю. Так сложилось, что про Эквадор знаю мало.
Заходим, осматриваемся: хорошая студия метров 40, есть все необходимое, хотя видно, что здесь давно никто не жил. Огромный раскладной диван, кухонная техника и утварь – все, что нужно для комфорта.
Окно панорамное, дверь ведет в огромное патио, туда же обращены двери еще трех квартир.
Везде очень уютно.
Я немного поплакала и не сразу отошла от шока, но постепенно мы начали обживаться. Вместе с сыном выбирались за хлебом и молоком.
Стали учить язык, знакомиться с соседями, изучать местность, обычаи, город. (Стоит напомнить, что ни телефонов, ни интернета тогда не было.)
Я нашла в происходящем некий смысл, занялась творчеством и подружилась с пожилым соседом. По вечерам, уложив сына спать, я выходила в патио покурить и болтала со старичком как умела.
Сперва общались на языке жестов, затем сосед подарил мне разговорник. Он на пальцах объяснял, что и как здесь устроено, помогал, чем мог.
И вот, спустя два месяца я заметила, что деда терзает вопрос…
– Извините меня, – сказал он наконец. – У нас вообще так не принято, не в наших правилах лезть в чужие дела, никто так никогда не делает, и я понимаю, что это очень неприлично, но все же позволите вас спросить?
Я, конечно, напряглась и приготовилась врать, изворачиваться. Но тут сосед выдал:
– Мне очень любопытно, почему вы живете в кухне?..
Моему недоумению не было предела.
– В смысле? – удивилась я.
Я просто вижу, что вы никогда не зажигаете свет в комнатах, обитаете только на кухне, и я не могу понять почему.
– Не понимаю, о чем вы. Я живу в замечательной квартире.
– Нет, это кухня. Но там есть еще комнаты.
– Где?!
– Вам же дали ключи? Позвольте, я все покажу.
– Здесь лет десять никто не жил и, видимо, вам просто не объяснили, что и как тут устроено.
В углу кухни нашлась запертая дверь, на которую я никогда не обращала внимания. Мы взяли связку ключей и открыли замок. За дверью меня ждали четыре огромные потрясающие комнаты.
Одна – с камином. Через парадный выход я попала на другую улицу. Значит, дверь, которой я пользовалась все это время, – черный ход. И я – владелица довольно дорогого, почти элитного жилья.
Все это время я была довольна своей жизнью (с учетом условий, в которых оказалась). Денег хватало с лихвой, мы жили в обалденной, комфортной для женщины с ребенком квартире, в стране с потрясающим климатом, в окружении дружелюбных соседей – все было великолепно. Просто замечательно, пока я не выяснила, что живу в кухне!»
Эта история для меня – красивая метафора отношений с самим собой, в которых находятся многие люди.
Татьяна Мужицкая[1],
отрывок из книги «Роман с самим собой.
Как уравновесить внутренние ян и инь и
не отвлекаться на всякую хрень»
Как мусульманка я нахожу в рассказе Татьяны Мужицкой яркую аллегорию пути к самопознанию, столь значимого в исламе. История женщины, принявшей кухню за полноценную квартиру, только чтобы обнаружить за запертой дверью просторные комнаты, отражает, как часто мы ограничиваем себя неведением, не раскрывая духовного потенциала, дарованного Аллахом. Ислам, объединяя всех мусульман, призывает к познанию себя как пути к близости с Творцом, а эта история становится метафорой пробуждения от духовной спячки к осознанию полноты Божественных милостей.
В исламе самопознание — краеугольный камень духовного совершенства. Имам Али (а) наставлял:
Тот, кто познал себя, познал своего Господа[2].
Героиня Мужицкой, оказавшись в Эквадоре в условиях неопределённости, проявляет терпение, адаптируясь к новой реальности ради сына. Это перекликается с кораническим принципом:
Скажи: “О рабы Мои, которые уверовали, остерегайтесь [гнева] Господа вашего! Тем, кто творил благое в этой [жизни] ближайшей, [достанется] добро, и земля Аллаха обширна, [посему можете переселиться вы, если притесняют вас]. Воистину, воздастся сполна терпеливым награда их безо [всякого] счёта!”[3].
Её постепенное изучение языка и обычаев символизирует поиск знания, обязательный для мусульман: «Поиск знания обязателен для каждого мусульманина»[4]. Однако её неведение о «четырёх комнатах» отражает потаённые участки души, которые остаются недоступными без духовного усилия.
Метафора «жизни в кухне» иллюстрирует, как человек может довольствоваться малым, не осознавая Божественных даров. Героиня, открыв запертую дверь, обнаруживает простор своего потенциала, что созвучно хадису:
Познание себя — путь к познанию Аллаха[5].
Открытие «элитного жилья» — остроумная аллегория пробуждения, когда человек через рефлексию и веру раскрывает глубину своей души.
Ключевую роль в пробуждении героини сыграл сосед, чья ненавязчивая помощь напоминает позицию психолога, наблюдающего со стороны. Его вопрос, почему она живёт в кухне, стал катализатором осознания, подобно тому как в исламе наставники освещают путь к истине. Коран призывает к совету и поддержке:
…заповедали друг другу истину, и заповедали друг другу терпение[6].
Пожилой сосед, подаривший разговорник и указавший на запертую дверь, воплощает принцип «насиха» (дружеского совета). Его роль подчёркивает важность внешней перспективы в раскрытии скрытых возможностей.
Религиозные наставники, такие как Ахль аль-бейт (а), играют схожую роль, направляя мусульман к духовному росту. Их учение помогает осознать внутренний потенциал, подобно тому как сосед помог героине увидеть «четыре комнаты». Психологи, к примеру, также дополняют этот процесс, предлагая инструменты для рефлексии и преодоления ментальных барьеров, с условием, если они не противоречат исламским принципам, а их методы соответствуют шариату. Пророк (с) говорил: «Ищите знание, даже если оно в Китае»[7], —подчёркивая универсальность поиска истины.
Наличие наставника — будь то религиозный авторитет, глубоко изучающий учения Ахль аль-бейт (а), или психолог — неоценимо для личностного развития. Они помогают выйти за пределы привычного, как сосед в рассказе, указавший на неиспользованное пространство. Ислам поощряет поиск помощи у тех, кто обладает знанием:
Спрашивайте же обладателей знания, если сами не знаете[8].
Героиня, обретя новое понимание через диалог, иллюстрирует, как дружеская поддержка и мудрость наставников ведут к духовному и душевному совершенству, укрепляя тем самым как личность, так и общину.
Эта история учит, что самопознание требует смелости выйти за пределы привычного, подобно открытию новых комнат. Ислам побуждает к преодолению духовного неведения, ведь. Героиня, обретая новый смысл через творчество и связь с окружающими, воплощает предписанный Богом идеал, где семья и самопознание становятся путём к духовному совершенству, укрепляя как личность, так и общество.
Автор: Захра Керимова
Дизайн обложки: Екатерина Здорова
[1] Татьяна Мужицкая – современная писательница и телеведущая, психолог, бизнес-тренер, международный сертифицированный тренер НЛП, бард.
[2] Нахдж аль-балага. Т. 2, стр. 214.
[3] Коран, 39:10.
[4] Бихар аль-анвар. Т. 1, стр. 177.
[5] Бихар аль-анвар. Т. 2, стр. 32.
[6] Коран, 103:3
[7] Бихар аль-Анвар. Т. 1 С. 177
[8] Коран, 16:43