Древнегреческий целитель и философ Гиппократ говорил: «Мы есть то, что мы едим». Один из «отцов медицины» придерживался мнения о том, что болезни человека – это результат нарушения питания. Согласно учению Гиппократа, при правильном питании организм работает гармонично и бесперебойно, так как он формируется из тех элементов, которые в него поступают, вбирая при этом их свойства. В наши дни вопрос качественного и здорового питания особенно актуален. Растущий ритм жизни, изобилие и активная реклама товаров с весьма сомнительным качеством негативно сказываются на здоровье. В этих условиях особенно важно понимать причину запрета определённых продуктов и суметь сохранить полезные пищевые привычки.
Человек с рождения неразрывно связан с тем, что употребляет в пищу и питьё, на нескольких уровнях. Всё съеденное и выпитое так или иначе воздействует на него физически, душевно и духовно. Сотворив человека, Господь обозначил то, чего нужно избегать (такая пища в исламе называется «харам» – запрещённая), и то, что дозволено («халал»).
В данной статье поочередно перечислены некоторые (не все) запретные для мусульман мясные продукты, о которых говорится в коранических сурах «Ал-Бакара» и «Ал-Ма’ида».
Свинина
Свинина в исламе запрещена в любом виде и любых количествах вне зависимости от того, как было забито животное. Это правило также относится и к мясу таких животных, как собака, кошка и обезьяна. Мусульмане не едят свинину, возможно, и потому, что по составу крови, пищеварению и клеточной структуре тканей свинья очень схожа с человеком, поэтому её организм напоминает человеческий больше, чем организм других животных, кроме обезьян. К тому же свиньи предрасположены к тем же заболеваниям, что и люди, а некоторые вредоносные микроорганизмы, паразитирующие на них, не погибают при термообработке. Имам Садик (а) сказал:
Что же касается свиньи, то Аллах превратил один народ в подобие свиней, обезьян и медведей, а затем запретил есть мясо этих животных, чтобы не пользовались ими, и не прекратилось Его наказание [1].
У свиньи более высокое содержание гормона роста, а также более высокий уровень холестерина и липидов по сравнению с другими животными и с человеком. Научно доказано, что антитела, гормоны, холестерин и липиды, содержащиеся в свинине в больших количествах, представляют серьезную угрозу для здоровья человека. Свинина содержит в больших количествах гормон роста, являющийся причинным фактором развития процессов воспаления, гипертрофии и набухания тканей (акромегалия, ожирение, склонность к патологическим разрастаниям, включая злокачественные опухоли).
Помимо всего прочего, присутствующее в людях некоторое отвращение к свинине объясняется тем, что эти животные очень нечистоплотны: они нередко пожирают собственные экскременты, едят падаль, поэтому в их мясе и жире накапливается трупный яд, опасный для человека.
Согласно хадисам, употребление в пищу свиного мяса может привести к сексуальной распущенности и равнодушию в вопросах целомудрия женщин.
Мертвечина
Под словом «мертвечина» (с араб. «майта») подразумевается мясо любого дозволенного для мусульман животного, будь то четвероногое, птица, дикое животное или домашнее, умершее естественной смертью (т.е. животное, не заколотое по нормам шариата и не убитое во время охоты) [3]. В Коране есть недвусмысленный запрет на употребление в пищу мертвечины. Использование его в каких-либо других целях также запрещено [4]. Имам Садик (а) сказал:
Тот, кто ест мертвечину, слабеет, не имеет потомства и может неожиданно умереть [5].
Любопытно отметить, что мясо животного, не заколотого человеком, запрещено у всех народов Писания. А у мусульман к тому же такое мясо попадает под категорию скверны – «наджис» [6].
Животное, умершее своей смертью, погибло, по всей вероятности, преждевременно или случайно, или же съев ядовитые растения, от болезни и т.п. Поэтому мясо такого животного может принести вред человеку или какую-то болезнь. Если животное умерло, значит, это произошло от того, что оно было слабым или больным. В целом неспроста трупный запах — один из самых отвратительных для человеческого обоняния. И это вполне объяснимо с эволюционной точки зрения. Для наших предков отталкивающий запах трупа имел жизненно важное значение: от потенциального источника бактериального заражения надо держаться подальше.
Мясо животных, забитых не по нормам ислама
В Коране сказано:
Запрещены вам … то [животное, во время забоя которого] произнесено не [имя] Аллаха, и задохнувшееся, и убитое ударом, и убитое при падении, и забоданное, и то, из чего ел хищник, если только [животное] не было заколото вами [согласно шариату, пока оно было живым], и [запрещено вам] то, что зарезано на жертвенниках [языческих]… [7]
Данный аят подразумевает запрет на употребление в пищу любого дозволенного животного, которое было заколото не по исламским нормам и не во имя Аллаха.
Вряд ли произношение какой-либо фразы при забое животного влияет на его мясо с гигиенической точки зрения. В исламе дозволенность той или иной пищи не всегда зависит от каких-либо физических критериев. Животные, которые забиты во имя идолов, к примеру, запрещены по духовным и моральным причинам. Считается, что употребление такого мяса в пищу отдаляет человека от Бога, приводит к негативным психологическим последствиям, а также к распространению политеистической традиции в массах.
Что касается мяса животных, которые умерли от удушья, то, согласно преданию от Ибн Аббаса, «во времена невежества люди намеренно душили животных, а затем употребляли их мясо в пищу» [8]. Имеются также предания, где говорится о том, что подобным образом поступали и зороастрийцы [9].
Далее в упомянутом выше аяте говорится о запретности мяса животных, которые были забиты каким-либо предметом до смерти, упали с высоты или были убиты дикими животными. Некоторые полагают, что причина данного запрета кроется в том, что при подобном образе смерти животное не успевает достаточно истечь кровью, выводящей из тела токсины.
Животные, заколотые в азартных играх
В суре «Ал-Маида» говорится:
… и [запрещено] делить вам по стрелам. [Ведь] это — нечестие [10].
Речь о мясе животного, которое распределяется по итогам своеобразной лотереи. Дело в том, что в доисламскую эпоху существовала традиция, согласно которой 10 человек покупали животное, зарезали его, а затем делили между собой мясо не поровну, а по принципу случая. В мешок клали 10 стрел («залам»), на 7 из которых было написано «победитель», а на 3 других – «проигравший», затем каждый тянул жребий. Победителям доставалась причитающаяся доля мяса, а трое не просто не получали ни куска, а должны были платить цену за одну треть животного. Согласно исламскому шариату, мясо, полученное посредством азартных игр, не дозволено.
Какие же критерии дозволенности мяса в исламе можно выделить?
- Животное, которое употребляется в пищу, должно быть травоядным и питаться чистыми продуктами (тогда как плотоядные могут питаться падалью и экскрементами).
- Животные, употребляемые в пищу, не должны вызывать отвращение.
- Мясо такого животного должно быть безопасным, как на физиологическом, так и ментальном уровнях.
- Мясо животных, заколотых в жертву в политеистических целях, не может быть халяльным в силу того, что является духовно нечистым.
- Процесс забоя животного должен отвечать исламским правилам (животное должно быть безболезненно заколото мусульманином в направлении киблы с произнесением басмалы).
Присутствующая на мясных продукциях маркировка «халяль» означает, что продукция не содержит компонентов, запрещённых для употребления в пищу мусульманам (свинину, кровь и т. д.), и является чистым продуктом «духовного происхождения». Любопытно отметить, что многие немусульмане отдают предпочтение именно этому виду мяса, поскольку для них на первое место выходит высокое качество халяльной продукции, так как она вкусна, не содержит вредных консервантов и добавок и соответствует сертификации, подтверждающей соблюдение строгих санитарно-гигиенических правил.
Автор: Захра Керимова
Фотограф: Pascal Debrunner, фотосток Unsplash (обложка); Sam Carter, фотосток Unsplash (фото по тексту)
[1] Ал-ʻАййаши М., Ат-Тафсир, т. 1, стр. 291.
[2] Ширази Н.М. Немуне, т.1, стр. 586-587; Ар-Рази Ф., Мафатих ал-гайб., т. 11, стр. 283.
[3] Мертвечина хладнокровного животного не является скверной (например, мертвечина рыбы).
[4] Коран, 5:3, 2:173, 16:115.
[5] Ас-Садук, Ал-Амали, стр. 666; Илал ас-сахараййи, т. 2, стр. 484.
[6] Ширази Н.М. Немуне, т. 1, стр. 585.
[7] Коран, 5:3.
[8] Табарси Ф. Маджмаʻ ал-байан., т. 3, стр. 243.
[9] Садук, Ал-Хисал, т. 2, стр. 451.
[10] Коран, 5:3.