«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

Что нас не убивает, то делает нас психологами: мой путь в психотерапию

Большую часть жизни проработав в журналистике, я пришла в психологию не сразу.

Окончив отделение религиоведения философского факультета МГУ им М.В. Ломоносова, я быстро поняла, что корпеть над пыльными трудами древних мыслителей в поисках цитат – это не мое. Мое – это будоражащие перипетии политики и социальной жизни. Чем опаснее – тем драйвовее.

Моя жизнь во всех ее аспектах была бурной и яркой. Было весело и страшно. Я тяготела к людям, и мой круг общения всегда был большим.

Я выучила арабский язык и фарси, писала о вооруженных конфликтах на Ближнем Востоке, вела и веду информационный проект «Михвар. Ось Сопротивления». Неоднократно бывала в Сирии, Ливане, Ираке, Турции, однако теснее всего моя жизнь переплелась с Ираном, который я посетила 20 раз; также я трижды была в зиярате в Кербеле и всех остальных святынях на территории Ирака.

До войны я успела поучиться в Дамаске, где я оттачивала навыки разговорного арабского после многолетнего академического курса обучения по программе ИСАА на базе ГАУГН (многим позже я еще учила персидский язык в Университете Фирдоуси). Несколько лет работала в исламском женском журнале «Мусульманка». Возможно, те, кто в теме, помнят мои статьи.

Все перевернулось в начале 2019-го. Перинатальная потеря на внушительном сроке, утрата не родившегося ребенка, отец которого в дальнейшем умер от ковида, стала отправной точкой для погружения в мир психологии, психотерапии и психиатрии. Я узнала, что депрессия может быть по-настоящему черной. Я поняла, что психофармакология работает и возвращает к нормальной, активной, радостной жизни, а не «делает из человека овоща».

С приходом ковида меня ждало еще одно испытание. Переболев омикроном, я, несмотря на очень светлый и счастливый период в жизни, словила в постковиде все «прелести» тревожной депрессии.

Год назад в день Ашуры, находясь в Мешхеде, в Хараме Имама Резы (а), я дала назр (обет), что если выберусь из этого состояния, то получу дополнительную квалификацию клинического психолога, чтобы помогать людям выходить из таких состояний: депрессий, тревожных и посттравматических расстройств.

На тот момент мне было непросто. Это очень сложно объяснить тем, кто такого не переживал: когда в жизни все хорошо, а на душе тревоги и страхи. Это так же странно, как град и ледяной дождь при ярком солнце. Однако так бывает. Ковид – вирус нейротропный, и с психикой он творит разное. Плюс ко всему моя душевная организация уже была расшатана систематической ночной работой за компьютером, изломанным режимом сна, серьезными психотравмами, включая потерю ребенка. Ковид лишь обнажил то, что копилось годами.

Честно говоря, когда ты ТУДА попадаешь, ты вообще не веришь, что выберешься. Это как угодить в rip current – отбойное течение на море. Плывешь себе, плывешь – и понесло далеко на глубину.

Но выход есть. Теперь я вновь и вновь понимаю, что сила – в знании, что глубокие, систематизированные, фундаментальные знания позволяют избавиться от собственных тревог и помогать другим людям.

Милостью Аллаха, благодаря комплексной терапии и помощи профессионалов, я выбралась из пережитого ада и точно знаю, что выход есть.

Чтобы помогать людям, которых постигли те же беды, я с отличием окончила Школу эмоционального интеллекта и психотерапии по направлению «психолог – консультант по коррекции тревожно-фобических расстройств». Школа дала мне много ценных знаний и навыков. Но я не намерена останавливаться на этом и постоянно развиваюсь в профессии, нацеливаясь на магистратуру. Хочу заниматься ПТСР у жертв агрессивных захватнических войн против стран исламского мира: палестинцев, ливанцев, сирийцев, иракцев, йеменцев. На данный же момент я изучаю диалектико-бихевиоральную терапию в группе тренинга навыков и когнитивно-поведенческую терапию в Поведенческой компании.

Я работаю как со здоровыми людьми, так и с людьми с тревожно-фобическими расстройствами. Я не врач и не берусь лечить, однако сотрудничаю с врачами и готова маршрутизировать своих клиентов по лучшим специалистам.

Учитывая свое изначальное образование и религиозную принадлежность, я также консультирую по вопросам межкультурного взаимодействия, межнациональных браков, адаптации в странах Ближнего Востока и мусульманских обществах. С радостью беру в терапию и мусульман, и не мусульман.

В своей работе я использую элементы КПТ, ЛОРПТ и ДБТ, бережно и уважительно отношусь к своим клиентам, валидирую их чувства и проблемы, регулярно прохожу супервизии. Верю, что, ин ша Аллах, вместе мы обязательно справимся!

Автор: Анастасия (Фатима) Ежова

Фотография: из личного архива автора