Целостность личности строится на четырех важнейших компонентах развития: на разуме, теле, душе и духе. О них очень много говорится в различных исламских источниках, в которых утверждается, что по замыслу Создателя гармоничное, сбалансированное и последовательное развитие всех четырех компонентов приводит к личной эволюции и приближению к совершенству. Фундаментальная задача человека (вне зависимости от религиозных предпочтений) – двигаться в сторону комплексного улучшения этих качеств на протяжении всей осознанной жизни. И если с разумом и телом все многим понятно (ведь неоспорим факт необходимости интеллектуального и физического развития), то с оставшимися двумя элементами личностного прогресса стоит разобраться. Чем отличаются между собой понятия «душа» и «дух»? И почему в упоенном стремлении заниматься совершенствованием имана (веры как первенствующего критерия духовного развития) так важно не забывать о работе над душой?
В Коране под словом «нафс» обозначают душу, самость, дух («нафс мутмаинна»), а под словом «рух» также может подразумеваться дух, а также особый возвышенный среди всех ангелов посланник или веление Господа. В зависимости как от толкования этих слов теми или иными исламскими богословами, так и от области их применения значения терминов «рух» и «нафс» разнятся, поэтому на этот счет нет единого мнения. Некоторые представители суфийских течений, пытающиеся раскрыть эзотерическую сторону мира и человека, к примеру, считают «рух» духом, высшей и возвышенной частью человеческой души, a остальные, низменные, части — душой (нафс). Любопытно, что многие древнегреческие философы, к числу которых относится Аристотель, практически отождествляли понятие души с психикой. А писатель и философ XVIII в. Г.С. Сковорода сказал, что «душа — это то, что делает траву травой, дерево деревом, а человека человеком. Без нее трава — сено, дерево — дрова, человек — труп».
Понятие души очень тесно связано с тем внутренним, что проживает человек, с его мотивами, страстями и, безусловно, с тем, что делает его в этом мире живым. Душу не стоит буквально искать в физическом теле человека подобно какому-то органу. Понять, где душа, можно только из потока взаимоотношений человека с миром, в ходе которых рождаются мотивы и образы, которые двигают его жизнь.
Многие приверженцы исламской догматики не подвергают сомнению первостепенность задачи заниматься духовным самосовершенствованием. Многочисленные религиозные практики, паломничества, работа над богобоязненностью, покаяния, соблюдение шариатских положений и даже рефлексия над религиозными смыслами — все это, согласно хадисам, верные шаги на пути достижения Рая. В этой существующей парадигме ценностей, сформированной в среде, зачастую из внимания упускается необходимость работы непосредственно над душой и психикой. Ведь становление совершенного человека в исламском дискурсе представляет собой работу над всеми четырьмя элементами: душой, духом, разумом и телом. Они неразрывно связаны между собой, и отставание какой-то одной черты может стать причиной всеобъемлющего регресса человека. Каждый компонент нуждается в тренировке и влияет на активацию других. Можно сравнить с деревьями, у которых корни, ствол, ветви и листья находятся в гармоничной взаимозависимой связи друг от друга: если какая-то одна часть не работает должным образом, то страдать будет все дерево.
Ислам поддерживает холистический системный подход к человеку. Целостный взгляд на мир и человека, согласно которому тело, разум, душа и дух составляют единое нераздельное целое. Мусульманину стоит фокусироваться на своих потребностях не только на духовном, но и на физическом, ментальном и эмоциональном уровнях. Человек, будучи самым сложным и совершенным творением Аллаха, представляет собой целый комплекс механизмов и сигналов, которым важно уделять внимание. Одним из способов Бога сосредоточить человека на себе и являются различные ментальные и телесные сигналы (болезни, приступы паники и агрессии и т.д.). Тогда как в действительности представителям мусульманской субкультуры проще лечить психологические или телесные недуги представителей общины несколько обесценивающим советом: «Работай над своим иманом, читай зикры и молитвы». Дело в том, что в этом совете есть лишь доля правды: над верой действительно нужно работать. На любых этапах жизни важно не терять контакта с Богом и просить Его содействия и помощи (которая, к слову, также может выражаться в том, чтобы с помощью Аллаха найти именно того специалиста, который поможет выпутаться из тяжелой ситуации). Человек не в состоянии жить в отрыве от сигналов психики и не реагировать на них точечно и не всегда может решить все свои проблемы в одиночку.
В Коране говорится:
В сердцах их — болезнь. Да усугубит Господь болезнь их! (Коран, 2:10).
По мнению М. Мутаххари под словом «сердце» («кальб») подразумевается не анатомический орган, а аллегорическое определение души и психики человека. [1] Имам Али (а) в одном из преданий сказал: «Худшее из бедствий — это нищета. Хуже нищеты — телесный недуг, а хуже телесного недуга — недуг сердечный». Таким образом, психический недуг может восприниматься тяжелее всякого телесного заболевания, и одной из целей Бога является добиться от Своего творения исцеления от приобретенной ущербности и воспитания в себе полноценного и здорового человека, но достигнуть этого необходимо не сугубо религиозной практикой.
Пару десятков лет назад в Америке прогремела пара вопиющих случаев, ставших открытием в научном мире. Обычный школьный учитель, никогда не бывший замешанный в каких-либо аморальных преступлениях, пожаловался врачам на пугающие его чувства сексуального влечения к своим ученицам. В результате исследований и МРТ в мозге у пациента нашли опухоль, давящую на зону сексуальных инстинктов. У другого мужчины [2], жена которого также обратилась к специалистам за помощью, обнаружив в муже аномальную тягу к сексуальным пристрастиям и педофилии, также обнаружили рак мозга в правой доле орбитофронтальной коры, которая, как известно, связана с суждением, контролем импульсов и социальным поведением. Удаление опухоли и последующая терапия помогли этим людям вернуться к нормальной и здоровой жизни.
Ученые-нейробиологи и нейрофизиологи доказали, что определенные зоны полушарий мозга отвечают за обработку тех или иных эмоций. Внутри мозга есть отделы, которые отвечают за различные функции. Так, центры регуляции эмоций сосредоточены в лимбической системе, которая включает в себя гиппокамп, гипоталамус, миндалевидный комплекс, прилежащее ядро, поясную извилину. За получение удовольствия, к примеру, преимущественно отвечает септальная область. А миндалевидное тело, или амигдалу, когда-то называли центром страха, потому что если эта зона мозга не работала, то индивидуум (будь то человек или мышь) переставал бояться чего бы то ни было. Однако со временем стало понятно, что амигдала управляет не только страхом, но и другими эмоциями, и что она вообще участвует в самых разных функциональных процессах мозга.
Порой за конкретным чувством стоит вполне физическая или психическая проблема, в которой могут помочь разобраться лишь специалисты соответствующего профиля. Желание списать человека в затруднительном положении с моральных счетов, клеймотизация, нетактично оглашенные указания на работу над верой, присущие обществу, могут загнать испуганного, тревожащегося из-за своих «отклонений» и желающего исправиться в непроходимый личностный тупик.
В каждом из людей есть некая личностная шкала, внизу которой находятся низковибрационные инстинкты, такие как потребности в пище, тепле, сексе и т.д., а наверху — возвышенные потребности и стремления к Божественному. И невозможно по этой шкале двигаться снизу вверх к духовному просветлению, отрицая и игнорируя низшие инстинкты или в целом человеческие чувства и эмоции. Все эти механизмы все равно будут стягивать в низменное. Человек, испытывающий разные формы деструктива, физического или психического, будет в них скатываться из раза в раз, наносить урон себе и окружающим, а каждый многим очевидный совет заниматься иманом может либо вовсе оттолкнуть от такой религии, где все советы только и строятся вокруг мольбы и веры в Бога, либо заставит человека потерять веру в себя.
М. Мутаххари в своей книге «Совершенный человек в исламе» разделяет понятия завершенности («инсан тамам») и совершенности («инсан камиль») (антиподом для которых является человек «накис» – неполноценный, имеющий изъян) и говорит о том, что первый термин подразумевает вертикальную направленность, а второй — горизонтальную. Когда какой-либо предмет достигнет конечных возможных пределов в горизонтальном плане, он может считаться законченным, полноценным, а если конечные пределы достигнуты и в вертикальном отношении, то можно утверждать, что данный предмет совершенен. [3] Так, к примеру здание конкретно взятой мечети, строящейся согласно определенному проекту, должно иметь стены, двери, окна, зал и другие необходимые детали, без которых здание будет непригодно для эксплуатации. Лишь при наличии всех этих горизонтальных компонентов, можно приступать к масштабированию в вертикальной траектории. Невозможно без наличия монолитных несущих стен и фундамента (личности) пытаться закрепить купол (притязания на духовность). Есть и вовсе абсурдные ситуации, когда купол пытаются «приложить» даже не на строящемся здании, а на его обломках — обломках глубоко травмированной личности. Одухотворенность не построить на этих развалинах.
Некоторые мусульмане вовлекаются в занятия богослужением, но этим нельзя увлекаться настолько, чтобы оставлять без внимания другие стороны своей личности. Ведь история помнит хариджитов, которые характеризовались как неистово поклоняющиеся Богу. В хадисах говорится, что они кинжалом снимали корочки со своих намозоленных от богослужения лбов. Однако это были люди, которые пошли против учений Пророка Мухаммада (с) и убили его двоюродного брата Али ибн Абу Талиба (а) во время намаза.
В одном из преданий повествуется история о том, как Пророку (с) сообщили, что некая группа его сподвижников всецело погружена в моления. Пророк (с) пришел в мечеть и возмутился:
Что с вами? Я слышал, что среди моих последователей появились подобные люди. Я, будучи вашим пророком, не поступаю так. Никогда всю ночь до утра не занимаюсь молениями, но часть ночи отдыхаю, сплю, а часть времени посвящаю семье и своим женам. Не каждый день я соблюдаю пост. Те, которые поступают иначе, вне моей сунны. [4]
Одна известная персидская поговорка гласит: «Стать муллой весьма просто, а вот стать человеком — гораздо сложнее». В исламе совершенство личности апеллирует не к количеству совершенных намазов, прочтенных молитв и визитов в мечеть, а к гармоничной развитости интеллектуального, телесного, душевного и духовного миров человека. Совершенный человек в исламе — это человек, умеющий обращать внимание на различные внутренние сигналы тела, психики, разума и духа и способный обрабатывать их. А комплексная прогрессивная динамика во всех четырех компонентах будет свидетельствовать о высокоразвитости и подлинном духовном богатстве человека.
Автор: Захра Керимова
Дизайн обложки: Екатерина Здорова
[1] Мутаххари, М. Совершенный человек в исламе. СПб, 2008, С. 11.
[2] https://www.newscientist.com/article/dn2943-brain-tumour-causes-uncontrollable-paedophilia/
[3] Мутаххари, М. Совершенный человек в исламе. СПб., 2008. С. 8.
[4] Мутаххари, М. Совершенный человек в исламе. СПб., 2008. С. 22.