«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

Что говорится об абортах и контрацепции в исламе

Аборт все больше становится поляризующим общественность вопросом, переходящим за рамки глубоко личных тем. То, что когда-то считалось интимным решением женщины и касалось ее жизненных обстоятельств, теперь является центром политических дебатов и внутренним курсом демографической политики. При этом, по сути, вопросы, касающиеся данной темы, остаются прежними: должно ли решение о беременности приниматься только женщиной, на жизнь которой этот выбор оказывает глубочайшие влияние? позволяет ли ислам женщине прерывать беременность? и если да, то при каких условиях?

В исламе аборт принципиально недопустим и является грехом, независимо от того, на каком сроке беременности находится женщина. Различные предания указывают на то, что аборт не допускается даже в первый день после оплодотворения яйцеклетки. Один из таких хадисов восходит к Имаму Казиму (а).

Кто-то рассказал ему о некой женщине, желавшей прервать нежелательную для нее беременность. Имам (а) ответил: «Это недопустимо». Человек переспросил: «Но плод все еще находится на стадии нутфы (спермы)». Имам (а) ответил: «Первое, что было создано, — это нутфа». [1]

При более глубоком изучении данного вопроса можно обнаружить, что время совершения аборта также имеет важную роль. Когда Имама Бакира (а) спросили о женщине, которая во время беременности пьет лекарства, чтобы прервать беременность, он (а) ответил:

فِي اِمْرَأَةٍ شَرِبَتْ دَوَاءً وَ هِيَ حَامِلٌ لِتَطْرَحَ وَلَدَهَا فَأَلْقَتْ وَلَدَهَا فَقَالَ إِنْ كَانَ عَظْماً قَدْ نَبَتَ عَلَيْهِ اَللَّحْمُ وَ شُقَّ لَهُ اَلسَّمْعُ وَ اَلْبَصَرُ فَإِنَّ عَلَيْهَا دِيَتَهُ تُسَلِّمُهَا إِلَى أَبِيهِ قَالَ وَ إِنْ كَانَ جَنِيناً عَلَقَةً أَوْ مُضْغَةً فَإِنَّ عَلَيْهَا أَرْبَعِينَ دِينَاراً أَوْ غُرَّةً تُسَلِّمُهَا إِلَى أَبِيهِ-

«Если у плода развились кости, покрытые плотью, и его слух и зрение сформировались, она обязана выплатить дийу (плату за кровь) в полном размере отцу ребенка. Если плод все еще находится на стадии сгустка или комка плоти, она обязана выплатить сорок динаров или иную компенсирующую выплату отцу ребенка». [2]

Описанная Имамом (а) стадия развития плода, у которого уже имеется плоть, покрывающая кости, и сформированные зрение и слух, также упоминается в различных повествованиях как стадия, на которой плод обретает душу. Например, в длинном повествовании о компенсации за убийство плода Имам Али (а) утверждает:

جعل دية الجنين مائة دينار<…> فإذا نشأ فيه خلق آخر وهو الروح فهو حينئذ نفس بألف دينار كاملة إن كان ذكرا، وإن كان أنثى فخمسمائة دينار

«Дийа для плода составляет сто динаров. <…> Когда внутри плода развивается другое творение («халк ахар»), коей является душа («рух»), то в таком случае он считается человеком («нафс») с полным дийа в тысячу динаров, если это мальчик, и пятьсот динаров, если это девочка». [3]

На основании вышеупомянутых преданий можно сделать следующие выводы.

  • Аборт недопустим и является грехом, даже если срок беременности составляет один день.
  • Особо тяжким грехом считается прерывание беременности в период, когда плод уже обрел душу.
  • Плод считается полноценным человеком, как только в него входит душа. После этой стадии прерывание беременности будет считаться убийством человека.

Для более подробного ознакомления с темой обретения души в исламе предлагаем обратиться к статье Анастасии (Фатимы) Ежовой «Когда плод обретает душу с точки зрения исламской теологии?»

Что делать, если аборт уже совершен?

Необходимо выплатить соответствующую компенсацию за совершенный грех. Исламские ученые утверждают, что, если человек сознательно прервал беременность после того, как плод приобрел душу, он должен покаяться и искренне попросить прощения у Аллаха за свой грех и заплатить дийу (плату за кровь), поскольку это считается убийством. Однако если плод был абортирован до обретения им души, необходимо совершить только каффару (искупление).

Следует отметить, что, если аборт не был преднамеренным, то Аллах не возлагает вину на человека за события, которые не находятся под его контролем.

Лицо, которое совершило аборт, несет ответственность за уплату штрафа. Например, если женщина сама совершила аборт, она должна заплатить дийу отцу ребенка. Однако если аборт осуществлен врачом, то именно ему надлежит заплатить штраф, кроме случая, когда родители ребенка освободят его от этой ответственности.

На официальном сайте великого аятоллы М. Ширази указана следующая информация по данному вопросу:

Если аборт совершится на стадии, когда недавно произошло оплодотворение яйцеклетки с мужским семенем, то размер выкупа составит 20 шариатских мискалей золота. Если эмбрион будет на стадии, когда у него появится кровь, то размер выкупа составит 40 шариатских мискалей золота. Если у эмбриона появятся кости, то размер выкупа составит 80 шариатских мискалей золота. Если аборт будет совершен на стадии, когда эмбрион достигнет полного развития, но в него пока еще не вселилась душа, то размер выкупа составит 100 шариатских мискалей золота. А если аборт будет совершен на стадии, когда в зародыш уже вселилась душа, то размер выкупа составит 1000 шариатских мискалей золота (если зародыш будет мужского пола) и 500 шариатских мискалей золота (если зародыш будет женского пола). [4]

В какой ситуацbи разрешено совершать аборт?

В любом случае человек, осуществивший аборт, считается совершившим грешное деяние, и в зависимости от того, когда был абортирован плод, необходимо заплатить дийу или каффару. Более того, мусульманам не дозволяется прерывать жизнь плода по причине материальных трудностей и даже в случае, если оплодотворение произошло противоречащим шариату путем, а также в результате изнасилования.

Однако в исламе оговаривается единственное условие, при котором аборт допустим. К этому методу допускается прибегать лишь в том случае, если жизнь матери находится в крайней опасности и со стороны специалистов есть обоснованная вероятность того, что она может умереть. Ученые постановили, что в таком случае вступает в действие закон самосохранения (حفظ النفس), и женщина имеет право прежде всего спасти свою жизнь, но только на начальной стадии беременности (до истечения 4-х месяцев). Аятолла М. Ширази также дополняет данный вопрос:

Если будет известно, что останется в живых либо женщина, либо зародыш, то надо оставить их в этом состоянии, чтобы один из них остался жив без постороннего вмешательства. Если будет известно, что они оба скончаются или что не удастся спасти ребенка, то в этом случае разрешается сделать аборт, чтобы женщина осталась жива. [5]

О контрацепции

Порой у пары случается беременность в не особенно подходящее для жизни время, что может помешать их личным целям, которые они ставят перед собой и своей семьей. Такие ситуации довольно распространены, что заставляет супругов задуматься над вариантом аборта. Однако важно понимать, что беременность — это привилегия и дарованное людям право давать жизнь. Многие пары решаются на аборт порой из-за необоснованных страхов, связанных с финансовым риском не суметь дать ребенку должные условия для жизни и развития. Однако стоит также принимать во внимание и то, что именно Аллах заботится о Своих творениях, и если в жизни человека появляется ребенок, то именно Аллах обеспечивает его. В Коране говорится:

И не убивайте детей ваших из боязни обеднения: Мы наделяем их [пропитанием] и вас, — поистине, убийство их было [всегда] грехом большим! [6]

При этом бросаться в другую крайность, заводить детей без должного уровня подготовки и условий и использовать вышеупомянутый аят как прикрытие для своей безответственности, бездумно тоже не стоит. Нужно принимать во внимание, что безрассудное желание завести как можно больше детей (такое мышление характеризует мусульманское население стран и регионов с низким уровнем жизни и образования) без понимания всех рисков и достаточного уровня ответственности перед детьми и их потребностями может привести к бедственным последствиям для семьи, для психики родившихся детей и их будущего. Именно поэтому стоит со всей серьезностью подойти к вопросу рисков зачатия и поиску способов предохранения. Важно понимать, что в исламе не возбраняется контрацепция, и супружеская пара имеет право совершать предупредительные действия во имя избежания нежелательной беременности. Муж и жена могут предохраняться любым способом, который не принесет им вреда. То есть предохранение от беременности не должно навредить их здоровью и не должно оставить бесплодным кого-либо из них. Так, к примеру, перевязка маточных труб как метод предупреждения беременности в исламе не дозволена, поскольку это операционное вмешательство имеет необратимый характер.

Если взглянуть на эту позицию через призму ислама, то наши тела в философском смысле нам не принадлежат. На самом деле они доверены нам Аллахом, и поэтому мы обязаны защищать их и заботиться о них всеми возможными способами. Когда женщина беременеет, это доверие приобретает новый смысл, поскольку тогда будущая мать оказывается перед лицом необходимости заботиться не только о своем собственном теле, но и о другом человеке. Именно поэтому без веской причины человек не может пойти на аборт и нарушить это доверие, которое имеет от Аллаха.

Автор: Захра Керимова

Дизайн обложки: Екатерина Здорова

[1] Ман ла йахдуруху аль-факих. Т. 4, стр. 171

[2] Аль-Кафи. Т. 7, стр. 344

[3] Васаиль аш-шиа. Т.29, стр. 312

[4] Официальный сайт великого аятоллы М. Ширази. Раздел фикха «Беременность»: https://old.makarem.ir/main.aspx?typeinfo=21&lid=5&catid=4298&mid=247505

[5] Официальный сайт великого аятоллы М. Ширази. Раздел фикха «Беременность»: https://old.makarem.ir/main.aspx?typeinfo=21&lid=5&catid=4266&mid=246740

[6] Коран, 17:31