«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

Друг, который всегда рядом

Среди мифов и заблуждений об исламе можно условно выделить три группы. Первая группа – это продукт воинственного безбожия, ставящего своей целью очернение и искажение религии. Вторая группа рождается в результате межконфессиональной полемики. Третья – плод упущений самих мусульман.

Заблуждение, на которое мне хотелось бы обратить внимание сегодня, можно отнести одновременно и ко второй, и к третьей категории. Звучит оно приблизительно так: «Бог мусульман слишком абстрактен и обезличен, чтобы иметь возможность ощущать его близость, любовь, сострадание и поддержку на эмоциональном уровне». Здесь есть и очевидное теологическое недопонимание, и результат длительного смещения фокуса мусульманских общин в сторону других аспектов религии.

Каков же исламский взгляд на этот вопрос?

  1. Соприкосновение с Богом через всё мироздание.

Начнем с того, что понятие таухида, лежащее в основе ислама, не ограничивается единобожием. Не вдаваясь в описание всех граней таухида, обратим внимание на тот факт, что ничто, кроме Аллаха, не существует независимо. Всё мироздание, все его проявления, все действия берут начало в одном источнике. Любое добро, сотворенное человеком, любое проявление ласки, милости, благородства, сострадания – это прямое, пусть и ограниченное, проявление Абсолютного, Божественного, так как другого источника у него быть не может. Заслуги человека, его свободная воля и ответственность не отменяют тот факт, что в любой момент времени и его существование, и его качества, и его энергия и возможности всецело полагаются на Единый центр всего сущего. Даже грех есть ни что иное, как извращенное применение энергии, качеств и возможностей, напрямую зависящих от этого Источника. Это значит, что любое наше взаимодействие с мирозданием есть взаимодействие с Богом – будь то наслаждение красотами природы, нахождение в кругу дорогих людей, восхищение чьим-то талантом, величием, смелостью или жертвенностью. Каждый милостивый взгляд, обращенный к нам, каждое заботливое слово, улыбка, объятие – от Бога: Он смотрит на нас глазами влюбленного человека, Он посылает нам нужные слова, объятия и успокоение. Иными словами, мусульмане имеют возможность взаимодействовать с Богом не через одного человека, а через всё, что сотворено Им. Всё, что привлекает, притягивает, вызывает восхищение – отблески единого и совершенного Света, заключенные в рамки и ограничения самого существа и мира, к которому оно принадлежит.

  1. Пророки и авлия Аллаха – высшее проявление Его атрибутов на земле.

Конечно, бабочку или гусеницу нельзя сравнить с Иисусом (а) или Мухаммадом (с) – здесь вопрос степени проявления Божественного. В исламе нет понятия «богочеловека», но есть категория людей, являющих собой максимально возможную манифестацию атрибутов Бога в этом мире. Можно всю жизнь изучать неисчерпаемую глубину и красоту личности Иисуса (а), так и не познав ее окончательно, но даже это – адаптированная, ограниченная версия Абсолюта в мирских рамках. И именно это частное дает нам возможность соприкосновения с Абсолютным. Мусульманин, стремящийся к близости с Богом, не может обойти стороной близость с Мухаммадом (с) и Ахл ал-бейт (а). Они, фигурально выражаясь, являют собой лик Бога на земле – невозможно быть в ладу с Богом, находясь в конфликте с ними, точно так же, как и невозможно быть в ладу с Богом, находясь в конфликте с Иисусом (а). В то же время для мусульман эти личности являются не пределом Божественного, а скорее – ключом к нему. Ислам не подтверждает идею распятия Иисуса (а) ради спасения человечества, однако нет никакого сомнения в том, что, если бы это было нужно и если бы такой метод спасения работал, Иисус (а) совершил бы такой подвиг без колебаний, как совершил бы его и Мухаммад (с), и как пожертвовал собой, своей семьей и лучшими сподвижниками Хусейн (с) в Kербеле. У мусульман нет недооценки качеств, жертвенности и всеобъемлющей любви Иисуса (а), но есть адекватная оценка Первоисточника этой любви. Иными словами, совершенный человек не воплощает совершенство как таковое.

  1. Аллах ближе к человеку.

Близость человека тоже не является пределом близости. В Коране Аллах неоднократно дает понять, что Его близость превосходит человеческую:

  • Бог ближе к умирающему, чем находящиеся с ним рядом люди.

Мы к нему ближе, чем вы… (Коран, 56:81)

نحن اقرب الیه منکم

  • Он ближе, чем максимально доступный воображению уровень близости.

Мы к тебе ближе, чем твоя яремная вена (Коран, 50:16)

نحن اقرب الیه من حبل الورید

  • Аллах ближе к сердцу человека, чем он сам.

Аллах – между человеком и его сердцем (Коран, 8:24)

اعلموا ان ا یحول بین المرء و قلبه

Как видно, Бог, со своей стороны, максимально близок к человеку. Человек же сам регулирует уровень осознания и практики этой близости.

  • Осознанность и внимание – первый шаг к построению доверительных отношений.

Осознание приходит и через наблюдение за манифестациями Бога в творении, и через размышления, и через фокус внимания на соответствующих атрибутах Бога. Не почувствовать Его близость может только тот, кого она, по большому счету, не интересует. Человек, чье внимание обращено к любви, мягкости, заботе, милости, красоте, начинает видеть ее повсюду. Остается только не забывать об Источнике увиденного, благодарить за это взаимодействие и позволять Ему прочно войти в свое сердце. И тогда человек чувствует, что он любим и окружен внимательной заботой и защитой. А как ведет себя тот, кто любим? Такой человек не живет в страхе, не полагается на общественное мнение, не падок на манипуляции, не склонен к зависти. Он не станет проявлять жестокость ни к окружающим, ни к самому себе. Осознание тесной связи с Абсолютным авторитетом рождает уверенность и щадящее отношение к себе, позволяет развиваться мягко и естественно, как развивается ребенок в любящей семье. И чем ближе и привычнее это ощущение, тем счастливее и полноценнее человек. Для того, чтобы оно прочно укоренилось, нужна практика.

  • Практическая близость.

В известной молитве – дуа «Дшаушан кабир» («Великая броня») мы взываем к Аллаху:

О близкий Друг того, у кого нет близкого друга!

یا انیس من ل انیس له

Как ведут себя близкие, доверенные друзья? Они разговаривают друг с другом без масок и стеснения, делятся сокровенным, проводят время наедине, разделяют лучшие минуты вместе, делятся идеями и впечатлениями, ищут друг у друга совета и поддержки.

Слово «анис», использованное в цитате, – это такой друг, чья компания всегда в радость, интересна и благотворна. Если мы не наслаждаемся чьим-то обществом, не тянемся к нему, то это не «анис».

Дружба с Аллахом – это дружба по доброй воле, искренняя и сердечная. Она плохо сочетается с торговлей своим временем и усилиями ради выгоды или со стеклянным, церемониальным подобострастием. В хадисе «кудси», переданном Пророком (с) от имени Аллаха, говорится:

Я нахожусь в компании того, кто сидит в Моей компании, повинуюсь тому, кто повинуется Мне, и прощаю того, кто ищет Моего Прощения.

أنا جلیس من جالسني، ومطیع من أطاعني، وغافر من استغفرني

Единственное, что отделяет нас от постоянной компании Бога, доверительного диалога и тесной связи с ним – наш выбор. Люди, сделавшие выбор в пользу этой близости и развившие в себе жажду к ней, согласно знаменитому хадису «Курб-е-навафиль» достигают особого состояния в мире:

Если кто-то станет приближаться ко Мне путем добровольного поклонения, я возлюблю его и стану ушами, которыми он слышит, глазами, которыми он видит, языком, которым он говорит, руками, которыми он действует; и если он воззовет ко Мне в молитве, Я отвечу ему и исполню его просьбы.

Дело за нами: открыть дверь, в которую стучится трансцендентный Бог, принять Его предложение близости, позволить Ему быть с нами или же оставить Его за гранью и взывать к Нему издалека, обращая внимание только на Его Могущество и Величие и оправдывая свою холодность и отстраненность собственным ничтожеством и стеснением.

Автор текста: Анна Олейник

Фотограф: Aliata Karbaschi, фотосток Unsplash