«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

Таваккуль как лекарство от повышенной тревоги

В мире, где жизнь ощущается как война, нервная система человека переживает постоянную мобилизацию: внимание постоянно сканирует все на предмет угроз, тело живет в режиме «боевой готовности», а внутренний страж не знает отдыха. Такое состояние имеет биологические, психологические и духовные основания — и потому восстановление хотя бы относительного внутреннего равновесия и устойчивости требует согласованной работы на трех уровнях: телесном, когнитивном и духовном.

С биологической стороны вопроса современная травматология и нейробиология показывают, что длительная активация реакций защиты перестраивает организм. Поливагальная теория описывает, как автономная нервная система «чувствует» безопасность или ее отсутствие через нейроцепные механизмы и соответственно переключается между состояниями социального участия, мобилизации и выключения. Если доминирует режим обороны, воспринимаемая среда сужается, а контакт и готовность к восстановлению затрудняются. Клинические наблюдения и эмпирические исследования свидетельствуют, что травматический опыт «записывается» телесно — в дыхании, мышечном тонусе, внимании — и удерживает организм в состоянии повышенной готовности даже при отсутствии реальной внешней угрозы. Эти выводы подчеркивают необходимость работы не только с мышлением, но и с телом.

Духовная исламская перспектива дает иной, но комплементарный набор опор: Священный Коран и предания вновь и вновь возвращают к мысли о том, что каждое испытание содержит перспективу облегчения и трансформации. Коран прямо утверждает:

Так [знай же], что с трудностью легкость, — поистине, с трудностью легкость![1]

Это не абстрактное утешение. Это методологическое утверждение, которое не отменяет переживания трудности, но открывает путь к последующему облегчению и смыслу. Учение наследников Посланника Аллаха (с) подчеркивает, что сердце может быть очищено и укреплено практикой поминания Всевышнего, терпения и мудрого самоограничения. Терпение и воздержание рассматриваются не как пассивность, а как стратегия внутреннего управления энергией. В «Пути красноречия» («Нахдж аль-балага») содержатся мысли о том, что терпение противостоит бедствиям, а сознание трансформации приносит облегчение — это обрамляет внутренний процесс мобилизации как возможное поле для нравственного роста.

Мир, воспринимаемый не как война, а как поле для осторожного доверия и восстановительного роста, возможен тогда, когда практики безопасности (телесные, психологические, духовные) соединяются с учением и смыслом, который дает традиция. Это не обещание мгновенного избавления от тревоги, а методический путь: шаг за шагом внутренний радар пересматривает свои настройки, корпус защиты учится складывать оружие, а сердце обретает пространство для дыхания.

Одна из ключевых опор исламской духовности — «таваккуль», доверие Аллаху, которое не отменяет разумной осторожности, но снимает бремя иллюзии, что все удерживается только собственными усилиями. Ведь человек с возрастом бессознательно все сильнее обрастает иллюзорным убеждением обладания контролем над всем и вся.

Арабский термин «таваккуль» (توكّل) происходит от корня «ва-кя-ля», который в арабском языке несет значение «поручать», «передавать полномочия», «доверять управление». Смысловое поле слова охватывает как юридическое значение «передать свое дело поверенному», так и духовное — «опереться сердцем на Аллаха в достижении цели, предпринимая при этом дозволенные средства». В исламской этике «таваккуль» — это не пассивное ожидание, а гармония между действием и доверием, когда усилие человека сочетается с признанием того, что исход принадлежит только Аллаху.

Когда мир воспринимается как сплошная угроза, когда судорожно думается, что безопасность себе можешь обеспечить только ты сам, «таваккуль» становится духовным противоядием. Он снимает избыточную нагрузку с внутреннего стража, ведь часть бремени переносится в сферу Божественного управления. Однако это не означает снятия ответственности: напротив, хадисы подчеркивают, что полагаться на Аллаха без действия — заблуждение.

Имам Джафар ас-Садик (а) сказал:

Раб, который не стремится к своему пропитанию, но говорит: “Я полагаюсь на Аллаха”, — лжет. Воистину, он обязан трудиться для пропитания, а полагаться — на Аллаха[2].

Здесь «таваккуль» представлен как баланс: активные шаги человека — и внутреннее спокойствие от доверия Божественной мудрости.

В другом предании Пророк (с) сказал человеку, оставившему верблюда не привязанным:

Привяжи его, а затем уповай на Аллаха[3].

Эта фраза стала классическим определением практического «таваккуля» — сочетание мер предосторожности и духовного упования.

Аллама Маджлиси, комментируя аят: «И уповай на Аллаха! И достаточно было [всегда] Аллаха как Попечителя»[4], — писал: «”Таваккуль” — это утвердить в сердце, что не бывает ни вреда, ни пользы, ни дачи, ни удержания, кроме как по воле Аллаха, и при этом использовать дозволенные причины, установленные Им»[5]. Этот комментарий важен тем, что он отсекает две крайности — излишний контроль, когда человек считает, что все зависит только от него, и фатализм, когда человек отказывается от усилий.

С точки зрения психологии, «таваккуль» можно рассматривать как стратегию когнитивного и эмоционального перераспределения нагрузки. Когда ум постоянно сканирует реальность в поисках угроз, ресурс тратится на удержание гипербдительности. Но «таваккуль» вводит «точку опоры» за пределами собственных сил: опасность перестает быть центром картины мира, а центр смещается к Божественной заботе.

Этот сдвиг имеет и телесное измерение. В состоянии доверия телесные маркеры стресса (частота сердцебиения, мышечный тонус) снижаются, что подтверждается современными исследованиями религиозных практик как способов регуляции вегетативной нервной системы[6]. Здесь видно, что духовное учение о «таваккуле» согласуется с эмпирическим пониманием того, как вера и ритуал могут снижать хроническое напряжение.

Имам Али (а) говорил:

Тот, кто уповает на Того, Кто хранит, будет в безопасности[7].

Безопасность здесь — не обещание отсутствия внешних испытаний, а внутреннее убежище, где страх не господствует. И это убежище не зависит от переменчивости мира: оно укоренено в отношениях между рабом и Господом.

Сейид Али Хаменеи в лекциях по нравственности[8] указывал, что «таваккуль» — это состояние, при котором сердце перестает метаться между страхом и надеждой в зависимости от внешних обстоятельств, а становится устойчивым, потому что «оно связано с Источником, Который не изменяется».

Таким образом, «таваккуль» — это не уход от реальности, а более глубокое вхождение в нее. В мире, полном перемен и угроз, он предлагает особую стратегию — выполнить все, что в силах, и передать остальное Лучшему из хранителей, Тому, Кто знает лучше. Этот подход не устраняет опасности, но меняет их психологический вес: вместо того, чтобы постоянно держать меч наготове, человек знает, что обеспечение безопасности зависит и исходит не только от него. «Таваккуль» — это дисциплина доверия, которая требует зрелости сердца и интеллекта. Она не является спонтанным чувством, а формируется через постоянное упражнение в сознательном переключении: от фиксации на угрозе — к удержанию перспективы Того, Кто контролирует все. В Коране сказано:

И кто станет остерегаться [гнева] Аллаха — установит Он для него выход [из положения] и наделит его [пропитанием], откуда он [и] не рассчитывает. И кто уповает на Аллаха — [пусть знает, что] Его достаточно для него. Поистине, Аллах — Доводящий дело Свое [до конца]. Ведь установил Аллах для всякой вещи меру[9].

Это не обещание избавления от всех испытаний, а гарантия того, что они будут иметь смысл и предел, определенный Богом.

Если рассматривать этот процесс с точки зрения психологии, «таваккуль» выступает как тренировка когнитивной гибкости. Человек учится воспринимать неопределенность не как хаос, а как пространство доверия. Именно в этом доверии уменьшается уровень гипервозбуждения нервной системы: снижается частота соматических жалоб, дыхание становится глубже, снижается внутреннее напряжение. В поведенческой терапии существует термин «достаточное усилие», когда субъект не стремится к абсолютному контролю, а принимает меру возможного. «Таваккуль», по сути, поднимает этот принцип на метафизический уровень: усилие совершается, но финальное решение оставляется Аллаху. Такое доверие не отменяет разумного планирования, а придает ему устойчивость: человек перестает быть рабом случайностей и освобождается от навязчивого поиска гарантий там, где их не может быть.

В исламе «таваккуль» неразрывно связан с «сабром» (терпением) и «ридой» (довольством предопределением). Вместе эти качества формируют тройную опору для внутреннего спокойствия. «Сабр» удерживает от панических реакций, «рида» принимает неизменное, а «таваккуль» соединяет оба качества с активными действиями в дозволенных рамках.

Психотерапевтический эквивалент можно найти в концепции «контролируемой отдачи»: человек делает все, что может, а затем сознательно «отпускает» ситуацию, что снижает когнитивное зацикливание и соматические проявления тревоги. В духовной практике это отпущение имеет адресата — Всемогущего, и именно это делает процесс более надежным, чем просто саморегуляция.

В условиях, когда мир воспринимается как опасность, «таваккуль» действует как внутренняя «демобилизация». Это качество не лишает способности реагировать на реальную угрозу, но освобождает от ложной тревоги и непрерывного внутреннего боя. Таким образом, он становится не только духовным, но и психологическим лекарством от хронического стресса.

Автор: Захра Керимова

Дизайн обложки: Екатерина Здорова

[1] Коран, 94:5–6.

[2] Аль-Кулейни. Аль-Кафи, т. 2, стр. 66.

[3] Аль-Караджи. Канз аль-фаваид, т. 2, стр. 195.

[4] Коран, 33:3

[5] Бихар аль-анвар, т. 68, стр. 138.

[6] Porges. The Polyvagal Theory, стр. 221.

[7] Гурар аль-хикам, хадис № 7365.

[8] Лекция от 17.02.1997.

[9] Коран, 65:3.