Мудрый не всегда идет в бой.
Он побеждает, не вступая в битву.
Лао-цзы
Мозг человека не воспринимает мир напрямую, между ним и миром есть очень много фильтров, через которые просеивается информация. И в первую очередь дело в опыте взаимодействия с людьми. Встречаешь от человека добро — считаешь, что мир добрый. Встречаешь от значимых людей агрессию — видишь мир агрессивным полем боя, войной, где нужно включать внутреннего воина и готовиться к возможным спонтанным сражениям.
Психологически длительное напряжение, даже если оно когда-то было необходимым для выживания, со временем начинает жить своей жизнью. Мозг и тело перестраиваются под постоянную готовность к опасности, а это значит, что сигнал «опасно» уже не всегда исходит извне — он может быть спровоцирован внутри, как своего рода привычка. В результате мы начинаем воспринимать мир сквозь фильтр угрозы: даже нейтральные ситуации считываются как потенциальная атака.
Но что, если перестать отдавать власть другим? Что, если личный мир человека не будет зависеть от других? И каким он будет, если безопасность уже обеспечена? Иными словами: если жизнь – это уже не война, то что это? Непродуктивно искать мир и безопасность в других людях, чтобы позволить это себе внутри. Более предпочтительно, быстро и эффективно жить в обратной траектории — изнутри наружу.
Философски это можно сравнить с тем, что писал Сенека:
Страх делает нас пленниками того, чего еще не произошло.
Воин, который не складывает меч, со временем перестает отличать бой от мира. Жизнь превращается в нескончаемое поле боя, и ценность мира становится недоступной — ведь даже тишина воспринимается как затишье перед бурей.
Однако есть тонкая истина: настоящий воин — это не тот, кто всегда сражается, а тот, кто умеет выбирать, когда быть в бою, а когда в покое. В исламской традиции есть понятие «джихад ан-нафс» — это тот самый великий джихад, это великая битва с собой. В исламской парадигме ценностей развития личности считается, что самый сложный бой — это не победить врага снаружи, а приручить внутреннего «демона», «тень», в контексте этой статьи — «стража», научив его опускать оружие, когда битвы нет.
С психологической точки зрения, это значит не подавлять внутреннего воина, а научить его новым ролям. Пусть он становится хранителем сада, а не только защитником крепости. Это требует практики: телу — возвращать опыт расслабления (через дыхание, телесную терапию, медленное движение), уму — замечать, что опасность не всегда реальна, а душе — позволить себе опыт безопасности, даже если он кажется непривычным или опасным сам по себе.
В статье про таваккуль можно подробнее прочитать о том, как важно тревожной душе научиться полагаться на Аллаха.
Возможно, решение не там, где задачей является победить напряжение напрямую, а расширить внутренний репертуар: дать место не только воину, но и целителю, поэту, страннику. И это не отказ от защиты — это мудрость распределения сил, чтобы, когда придет настоящий бой, в тебе был не выгоревший солдат, а ясно мыслящий и живой человек.
Для того чтобы справиться с такой задачей, можно воспользоваться несколькими техниками, которые работают сразу на трех уровнях — телесном, психологическом и когнитивном — и которые помогают внутреннему воину учиться осознанно складывать меч.
Техника «Смена караула»
- Осознание состояния
- Найди тихое место, где тебя никто не потревожит 10–15 минут.
- Сядь удобно или встань, держа колени слегка согнутыми.
- Закрой глаза и почувствуй, где в теле сейчас живет твой воин. Это может быть напряжение в плечах, сжатая челюсть, напряженный живот, холод в руках. Не пытайся это изменить — просто заметь.
- Признание заслуг воина
- Произнеси вслух или про себя: «Ты защищал(-а) меня. Ты помог(-ла) мне выжить. Я вижу твою преданность. Сейчас опасности нет, и ты можешь отдохнуть».
- Это важно: не пытайся «изгнать» воина. Мы всегда сопротивляемся, когда нас хотят убрать. Но мы соглашаемся, когда нам дают заслуженный отдых.
- Смена роли
- Представь, что ты в караульной башне, смотришь на пустой и тихий горизонт.
- Ты спускаешься вниз, передаешь копье или меч другому стражу (это может быть твой «внутренний хранитель сада» — он тоже охраняет, но без постоянной готовности к бою).
- Физически: сделай медленный вдох через нос, и на выдохе слегка встряхни руки, как будто сбрасываешь невидимую броню.
- Закрепление
- Три минуты просто побудь в тишине, ощущая тело без брони.
- Заметь, как изменилось дыхание. Позволь себе медленный взгляд по комнате, как бы говоря себе: «Здесь и сейчас — мирно».
- Религиозная опора
- Вспомни слова Аллаха: «И кто станет остерегаться [гнева] Аллаха — установит Он для него выход [из положения] и наделит его [пропитанием], откуда он [и] не рассчитывает. И кто уповает на Аллаха — [пусть знает, что] Его достаточно для него. Поистине, Аллах — Доводящий дело Свое [до конца]. Ведь установил Аллах для всякой вещи меру». [1]
- Запиши коротко, в каких ситуациях ты по привычке поднимаешь меч и в каких можешь попробовать в следующий раз «сменить караул».
Если делать это хотя бы 3–4 раза в неделю, постепенно воин перестанет считать, что он обязан стоять на страже круглосуточно. Он начнет доверять, что внутри есть и другие силы, способные защищать тебя: спокойнее, мягче, но не менее эффективно.
Техника «Обратная мобилизация»
Ее цель: научить внутреннего воина различать прошлое и настоящее, чтобы он перестал реагировать на старые угрозы, как будто они все еще происходят.
- Подготовка и безопасная опора
- Сядь в спокойном месте, желательно так, чтобы спина опиралась на стену или спинку стула.
- Найди предмет, который символизирует для тебя безопасность (мохур, кусок ткани, четки, что-то приятное на ощупь). Это будет якорь, который ты будешь держать в руках во время упражнения.
- Сделай 3 глубоких вдоха и выдоха, почувствуй, как ноги упираются в землю.
- Поиск воспоминания
- Позволь памяти мягко поднять образ или ситуацию, в которой тебе приходилось быть максимально мобилизованным(-ой).
- Важно: выбирай не самую травматичную, а ту, которую можешь выдержать сейчас. Если всплывает слишком сильное, отложи и выбери более мягкий эпизод.
- Разделение времен
- Представь, что ты стоишь в двух местах одновременно:
- Там и тогда — в момент события, когда опасность была реальна.
- Здесь и сейчас — в своем текущем месте, где все тихо.
- Мысленно посмотри на себя «там» со стороны. Заметь, каким ты был(-а), что чувствовал(-а), как держал(-а) тело.
- Снятие мобилизации
- Подойди к тому «тебе из прошлого» и скажи (внутренним голосом или шепотом): «Ты сделал(-а) все, что мог(-ла). Ты выжил(-а). Сейчас ты в безопасности. Я забираю тебя в настоящее».
- Представь, как ты берешь этого «себя» за руку и переносишь в свое текущее пространство.
- Заметь, как изменилось тело, когда тот «прошлый» ты оказался здесь, где угрозы нет.
- Телесная разгрузка
- Медленно встряхни руки, как будто сбрасываешь напряжение в землю.
- Потянись, почувствуй, что мышцы уже не держат старую броню.
- Сделай 3 глубоких вдоха и на каждом выдохе говори про себя: «Это было тогда. Сейчас — мирно».
- Закрепление
- Запиши в дневник 2–3 фразы о том, что понял(-а) после этой «обратной мобилизации».
- Особенно отметь: что было самым трудным и что дало ощущение облегчения.
Если делать это с уважением к себе и в безопасной обстановке, постепенно старые воспоминания перестанут автоматически включать боевую готовность. «Внутренний воин» начнет видеть разницу между прошлой битвой и сегодняшним днем.
Это упражнение можно повторять раз в неделю, чтобы слой за слоем снимать лишнюю броню, сохраняя при этом способность защищаться, когда действительно нужно.
Ритуал «Разрядка оружия»
- Символический жест
- Найди предмет, который будет символизировать твое «оружие» или «щит» (это может быть реальный предмет — деревянная палка, кинжал-декор, камень или даже свернутая ткань).
- Каждый вечер перед сном держи этот предмет в руках и представляй, что он вобрал в себя все напряжение, которое ты носил(-а) за день.
- Слова передачи
- Обратись к самому себе: «Сегодня ты защищал(-а) меня. Я благодарю тебя. Теперь я отдаю тебя на хранение до утра».
- Можно обратиться к Богу: «Передаю свою стражу Тому, Кто хранит и днем, и ночью, Лучшему из хранителей».
- Физическое действие
- Положи предмет на определенное место. Важно, чтобы это было одно и то же место каждый день, чтобы мозг запомнил: «здесь я оставляю боевое снаряжение».
- Одновременно сделай глубокий вдох и выдох с мягким звуком «х-а-а», как будто выпускаешь воздух из переполненного сосуда.
- Снятие брони с тела
- Ляг или сядь. Представь, что броня с тебя снимается пласт за пластом: шлем, наплечники, нагрудник, наручи, поножи.
- После каждого «снятия» сделай легкую тряску или растяжку соответствующей части тела.
- Завершение
- В течение 2–3 минут побудь в тишине, ощущая, что ты не на посту, а в доме, где тебе ничего не угрожает.
- Если мысли о тревоге возвращаются, прочитай салават («Аллахумма салли ала Мухаммадин ва али Мухаммад») и мягко повторяй: «Ночь — для восстановления, не для боя».
Таким образом можно научить мозг искать не опасности, а ресурсы. Это тренировка: каждый день можно замечать хотя бы одну вещь, которая подтверждает безопасность — улыбку, теплое слово, тихий уголок. А навык таваккуля, умение полагаться на Лучшего из хранителей, лишь закрепит результат и позволит качественнее расслабляться там, где это органично и естественно.
Автор: Захра Керимова
Дизайн обложки: Екатерина Здорова
[1] Коран, 65:3.