В Коране говорится:
Мужчины (мужья) — попечители женщин (жён), так как дал превосходство Аллах одним над [другими], и за то, что расходуют они из имущества своего. Праведницы же — смиренны, [и они] хранительницы [целомудрия своего во время] отсутствия [мужей] благодаря тому, что сохранил Аллах [права их] [1].
Использованное в аяте слово «каввамун» обозначает человека, который ответственен за кого-то, выполняет свои обязанности, защищает чьи-то интересы и заботится (руководитель). Бог сделал мужчин попечителями женщин, поскольку они от природы опережают последних в физических возможностях. Несмотря на то, что выносливость превалирует у женщин, мужчины всё же обладают более крупным телосложением и большей силой. По этой (и не только) причине одной из обязанностей мужчин является участие в военных действиях во имя защиты веры, родины и имущества – в джихаде.
Слово «джихад» в значении священной войны часто стереотипно используется как демонизирующий мусульман аргумент. Да, джихад может быть вооруженным действием в случае, если на родную землю мусульманина приходит враг и появляется необходимость отстоять свободу страны и семьи. Однако на самом деле слово «джихад» в переводе с арабского означает «усердие» и подразумевает весьма широкое понятие, включающее в себя любые усилия, которые человек совершает во имя добра, справедливости и нравственного самосовершенствования. Более того, в исламском богословии есть разграничение между большим и малым джихадом, где под первым подразумевается борьба со своим плотским и низменным началом (нафс), а к малому джихаду относится борьба с оружием в руках.
Некоторые ошибочно полагают, что Аллах несправедливо наделил мужчин превосходством, поскольку они, в отличие от женщин, могут стать мучениками во имя веры и обрести высочайшее положение в раю за участие в священной войне, тогда как женщинам вменяется в обязанность иное. На самом деле награда женщины, которая заботится о своих детях и семье, эквивалентна награде мужчины, который принимает мученическую смерть, отправившись на священную войну, что подтверждается многочисленными хадисами, переданными Пророком Мухаммадом (с).
В одном из преданий говорится, что однажды к Пророку (с) подошла женщина, которая от лица всех мусульманок задала ему вопрос. «Женщины сидят дома, – сказала она, – заботятся об имуществе и детях, удовлетворяют потребности мужчин, беременеют и воспитывают детей, но при этом мужчины имеют больше привилегий в сравнении с нами. Вы можете идти на джихад, на пятничные молитвы, посещаете больных, отправляетесь в хадж каждый год, если хотите, и т.д. Тогда как мы подготавливаем вашу одежду и заботимся об имуществе, пока вы в хадже и на джихаде. Получаем ли и мы вознаграждение, как и мужчины?» Пророк (с) обернулся к людям, присутствовавшим на собрании и спросил: «Слышали ли вы когда-нибудь вопрос о религии лучше, чем этот?» Люди ответили: «О Посланник Аллаха, мы никогда и не могли себе представить, чтобы женщина задала такой вопрос». Тогда Пророк Мухаммад (с) обратился к ней: «Вернись к тем женщинам, что послали тебя, и скажи, что за все те действия, что ты назвала, если они совершаются в правильном и лучшем виде, вы получите ту же награду, что и мужчины за деяния, перечисленные тобой. То есть вы получаете награду мученика, паломника и т.д.» [2].
Имам Бакир (а) сказал:
Поистине, Аллах, Велик Он и Свят, предписал джихад как мужчинам, так и женщинам. Джихад мужчины в том, чтобы жертвовать своим имуществом и кровью, пока он не будет убит на пути Аллаха, Велик Он и Свят. А джихад женщины в том, чтобы проявлять терпение всякий раз, когда она испытывает обиду из-за мужа и из-за его ревности [3].
Имам Али ибн Абу Талиб (а) сказал:
Джихад женщины в том, чтобы хорошо заботиться о своём муже [4].
Умм Салама однажды попросила Пророка Мухаммада (с) рассказать о наградах женщин, на что он ответил:
Когда женщина беременеет, Аллах одаряет её наградой, равной награде мужчины, который идёт на джихад со всем своим имуществом и жизнью. Когда же она рожает ребёнка, ей говорится: «Все твои грехи прощены. Начни новую жизнь!» Каждый раз, когда она кормит своего ребёнка молоком, Аллах дарует ей награду равную награде за освобождения раба [5].
Ещё в одном хадисе передаётся, как некий мужчина подошёл к Пророку Мухаммаду (с) и сказал:
У меня есть жена, которая всегда встречает меня, когда я прихожу домой, и провожает меня, когда я покидаю дом. Когда же она видит, что я озабочен или грущу, она успокаивающе говорит: «Если ты переживаешь о пропитании, то не отчаивайся, потому что Аллах обеспечивает пропитанием. Если же ты размышляешь о следующей жизни, то да увеличит Аллах твои познания и старания». Пророк (с) тогда ответил: «Поистине, у Аллаха в этом мире есть ставленники и доверенные лица, и твоя жена – одна из них. Награда такой женщины равна половине награды мученика, погибшего за веру» [6].
Как видно, эти и многие другие достоверные исламские источники вполне однозначно указывают на то, что мужчина и женщина равноценны, но имеют различные обязанности и права, которые не могут не отражаться в исламском шариате без учёта физических и иных особенностей обоих полов.
Автор текста: Захра Керимова
Фотограф: Sandy Millar, фотосток Unsplash
[1] Коран, 4:34.
[2] Табатабаи М.Х. Тафсир ал-Мизан, т. 16, Кум.
[3] Ас-Садук М. Ман ла йахдуруху ал-факих, т.3, стр. 439.
[4] Маджлиси М.Б. Бихар ал-анвар, т. 103, стр. 254.
[5] Маджлиси М.Б. Бихар ал-анвар, т. 103, стр. 251.
[6] А-Амили Х. Васа’ил аш-шиа, т. 14, стр. 17.